Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».
В нашей стране образование всегда ценилось, за исключением, пожалуй, начала 90-х годов, когда возможности заработать быстро и легко, которые давала экономика, кружили молодым людям головы и заставляли отказываться от обучения. Зачем тратить время за партой, ведь преуспеть, если ты умен и предприимчив, можно было и так. И многим это удавалось. Однако уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом, «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения. Постепенно начала формироваться еще одна тенденция – профиль образования должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до маркетолога. Кризис последнюю тенденцию только усилил. Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?
Во-первых, это административные должности. «К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию», - рассказывает Ирина Ципина, руководитель отдела по подбору персонала Kelly Services.
Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Екатерина Бахарева, руководитель департамента маркетингового рекрутмента компании Antal Russia: «Это так называемые «профессии будущего». Здесь профильное образование не столь критично. Например, сегодня одна из самых востребованных позиций – руководитель интернет-проекта. И человек здесь может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. Специалист по оптимизации поисковой системы. Трафик-менеджер. Специалисты по различным видам digital-коммуникации через интернет». Сюда же стоит добавить и креативные специальности.
И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует. Екатерина Бахарева: «Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных специалистов, но потребность у рынка и у компаний есть, следовательно, берут людей и обучают их на месте. Интернет-специальностям пока нигде не обучают, есть только отдельные курсы».
В-третьих, не работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Наталья Котлякова, руководитель отдела по подбору персонала Kelly Services: «Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. В вузах этому не учат». Действительно, российская система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.
В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.Для первой требуют если не профильное, но смежное образование. Екатерина Бахарева: «Желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно». А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились. Ирина Ципина: «Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной». Наталья Котлякова добавляет: «По большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу».
Если отбросить профессии, завязанные на личные качества кандидата, то оставшаяся половина профессий, не требующих профильного образования, - это профессии, которые недавно появились и еще только формируются, профессии будущего, или те, которые раньше, буквально лет десять назад таковыми были, аа сейчас сдают позиции. Процесс формирования и закрепления профессии происходит буквально на наших глазах. Появившиеся в 90-е годы маркетолог, PR-менеджер, HR-менеджер – самые яркие тому примеры. В самом начале компании брали менеджеров, ориентируясь только на личные качества, опыт, профиль диплома был не важен, важно было только его наличие. Но постепенно ситуация менялась: рынок и общество реагировали на спрос, появлялись специализированные программы и профильное образование. А сегодня мы видим последний этап – должность должна соответствовать профилю диплома. Комментирует Екатерина Бахарева:«Раньше для HR-менеджера не требовалось профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное образование – это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты, дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в графе требования к кандидату появляется строка «профильное образование». Так произошло с профессией HR-менеджера. В целом этот процесс занимает пять-десять лет».
Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.
Александра Сычева