Медицинский представитель (МП) осуществляет продвижение лекарственных препаратов компании-производителя. Основная его цель - увеличение объёма продаж продвигаемых препаратов. Работу в фармацевтическом бизнесе на позиции МП начинают как молодые специалисты, недавно окончившие ВУЗ, так и кандидаты с опытом врачебной, фармацевтической деятельности.
Общее описание
Эта профессия появилась на российском рынке относительно недавно. Ещё 10-15 лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности. Одной из причин ее появления стал запрет на законодательном уровне прямой рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача.
В целом на позиции медицинского представителя работали люди совершенно разных профессий: учителя, врачи, инженеры, провизоры и даже актёры. Не существовало определённых критериев отбора кандидатов на эту позицию. Строгого соответствия стандартам придерживались лишь крупные западные компании.
Ещё 10-15 лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности.
Но с развитием фармацевтического бизнеса в России ситуация существенно меняется. На настоящий момент большинство медицинских представителей имеют высшее медицинское или фармацевтическое образование. Редко, когда компании берут людей с педагогическим, биологическим или другим образованием, - и только на продвижение безрецептурных препаратов.
Образование
Полученное образование может определить специфику работы медицинского представителя. Так, например, некоторые фармацевтические компании хотят видеть у себя не просто специалистов с высшим фармацевтическим или медицинским образованием, а именно врачей с опытом работы в определенной сфере, например, в кардиологии. Как правило, это касается медицинских представителей, работающих с рецептурными препаратами. Связано это с тем, что рецептурные препараты продвигаются в основном через поликлиники и стационары, т. е. общение происходит преимущественно с врачами.
Фармацевтические компании отдают предпочтение специалистам, получившим дипломы ведущих ВУЗов Москвы:
Профильное образование - это один из ключевых моментов на пути к работе медицинским представителем. Многие фармацевтические компании на начальном этапе проводят обучение своих сотрудников, а именно:
На вакансии медицинских представителей фармацевтические компании с удовольствием берут вчерашних выпускников.
- эффективное продвижение препаратов компании;
- технологии эффективного визита;
- выстраивание коммуникаций с разными типами врачей;
- проведение переговоров в агрессивной среде;
- работа с ключевыми клиентами (дистрибьюторами, сетевыми аптеками, стационарами);
- технологии эффективных презентаций;
- работа на конференции;
- планирование и организация работы на территории, управление стрессом.
Качественное базовое образование вместе с навыками, приобретёнными на тренингах, позволяют медицинскому представителю максимально эффективно выполнять свои обязанности.
Смежные карьеры
Анна Щеголева, ассистент консультанта по подбору персонала рекрутинговой компании
На позициях, ориентированных на продвижение лекарственных средств в госпитальном сегменте, приоритет отдается соискателям с опытом работы в качестве МП от 2х лет и выше.
В описании вакансии компании указывают определённые требования, которые являются чаще всего принципиальными при подборе МП:
- высшее медицинское/фармацевтическое образование;
- уверенный пользователь ПК;
- водительские права категории «В» и опыт вождения автомобиля;
На позициях, ориентированных на продвижение лекарственных средств в госпитальном сегменте, приоритет отдается соискателям с опытом работы в качестве МП от 2х лет и выше.
Функциональные обязанности
Обязанности медицинского представителя, работающего с рецептурными препаратами, включают в себя работу по установлению и развитию коммуникаций с лечащими врачами, главврачами и заведующими отделениями медицинских учреждений.
«Медицинский представитель информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Также распространяет среди врачей различные информационные материалы, схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов. Что немаловажно, МП собирают факты применения продвигаемых лекарственных средств и передают их для аналитики в медицинский отдел компании. Медицинский представитель, помимо контактов с конкретными специалистами, проводит большую информационную работу среди работников аптек, широкого круга врачей на специальных фарм. кружках, лекциях. Участвует в различных конференциях, выставках, встречах с авторитетными экспертами и т. п.», - рассказывает Анна Щеголева.
Обязанности МП включают в себя работу по установлению и развитию коммуникаций с лечащими врачами, главврачами и заведующими отделениями медицинских учреждений.
В обязанности медицинских представителей, работающих с безрецептурными препаратами, входит продвижение препаратов не только среди врачей, но и среди аптек. Здесь медицинский представитель должен наладить контакты с фармацевтами, провизорами и директорами аптек. В обязанности такого МП входит также подготовка и проведение промоакций в аптеках и мерчендайзинг в торговых залах.
В ряде фармацевтических компаний обязанности МП могут быть несколько расширены. Так, например, МП может готовить информационные материалы, статьи, т. е. выполнять функции продакт-менеджера. В Москве возможны также краткосрочные командировки, направленные на налаживание связи с руководителями отделов здравоохранения, администрации из других городов.
Навыки/личные качества
Итак, кого же хотят видеть в качестве медицинских представителей фармацевтические компании?
По мнению Анны Щеголевой, кандидат, претендующий на вакансию МП, должен быть, прежде всего, уверенным в себе человеком, обладать презентабельной внешностью и отличными коммуникативными навыками, владеть технологиями эффективных продаж и быть нацеленным на успех. Такой специалист должен не только в полном объёме владеть информацией о продвигаемых препаратах, но и уметь донести эту информацию до врачей и фармацевтов. Он обязан заинтересовать их, убедить в преимуществах продвигаемых им лекарственных средств по сравнению с препаратами компаний-конкурентов. Медицинский представитель - это человек, с которым интересно, легко общаться, он эрудирован и вызывает доверие. Этичное продвижение лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке, бесспорно, очень важно.
Особое внимание уделяется личностным характеристикам кандидата. Необходимо уметь находить общий язык с разными типами врачей, фармацевтов, поэтому коммуникабельность - очень важное качество для МП. Ведь для успешного продвижения лекарственных средств необходимо выстраивать одновременно множество контактов, поддерживать и развивать их.
Плюсы и минусы
«Медицинскому представителю в регионе достаточно сложно сделать вертикальную карьеру. Связано это с определённой структурой фармацевтических компаний. В крупных городах работают группы, состоящие примерно из 30 МП. 1-2 менеджера осуществляют управление этой командой. МП, стремящийся к карьерному росту, в большинстве случае, рано или поздно, ощутит на себе сильную конкуренцию и, возможно, как следствие, невозможность дальнейшего развития в этой компании», - говорит Анна Щеголева.С позиции медицинского представителя в основном начинается старт карьеры в фармацевтическом бизнесе.
Однако хороший специалист будет быстро перекуплен другой фармацевтической компанией за большую заработную плату и на лучших условиях, поэтому многие медицинские представители жертвуют вертикальной карьерой в угоду материальному благополучию. Зачастую размер заработной платы успешного специалиста вполне конкурирует с уровнем дохода некоторых региональных управленцев.
Оплата труда
Оплата труда МП складывается из оклада и бонусной части, зависящей от результатов продаж. В Москве оклад МП составляет около 30-35 000 руб. В регионах зарплаты будут несколько ниже. Помимо квартальных существуют полугодовые и годовые бонусы. Практически все фармацевтические компании предоставляют социальный пакет, в который входит:
- предоставление служебного автомобиля;
- оплата мобильной связи, Интернета;
- рабочий ноутбук;
- ДМС;
- компенсация питания и т. д.
Медицинский представитель, работающий в госпитальном секторе, вознаграждается несколько выше, порядка 45 000 руб. Это связано с тем, что подобный специалист должен обладать глубокими знаниями в профессиональной области и, как правило, его работа связана с более дорогостоящими препаратами.
Получение дополнительного образования в области маркетинга позволит МП продолжить свою карьеру на должности продакт-менеджера.
Перспективы
С позиции медицинского представителя в основном начинается старт карьеры в фармацевтическом бизнесе. Молодой специалист после окончания ВУЗа достаточно легко найдет работу в качестве МП. Есть мнение, что лучше начинать работу в западных фармацевтических компаниях. Это позволит не только приобрести ценный опыт, но и даст представление о западных стандартах и принципах работы. Кроме того, имея опыт 1,5-2 года в компаниях подобного типа, можно смело планировать дальнейший рост в фармацевтическом бизнесе.
На этом этапе возможно несколько вариантов развития. Это может быть и повышение в организации, где медицинский представитель начал свою карьеру, также, возможен переход на руководящую позицию в другую компанию (чаще отечественную или индийскую). Получив опыт работы в качестве регионального менеджера в отечественной компании и, имея предыдущий опыт работы в западной компании, кандидат может продолжить свою карьеру на руководящей позиции.
Существует несколько направлений развития карьеры медицинского представителя:
Работодатели готовы перекупать профессиональных МП, даже если они и не находятся в активном поиске работы.
- медицинский представитель -> старший медицинский представитель -> региональный менеджер;
- медицинский представитель -> младший продакт-менеджер -> продакт-менеджер (менеджер по продукту);
- медицинский представитель -> медицинский представитель с расширенными функциями или региональный медицинский советник (написание статей, организация клинических испытаний и т. п.) -> работа в медицинском отделе или отделе клинических иследований.
- медпредставитель по работе с аптеками -> медпредставитель по работе с лечебно-профилактическими учреждениями -> госпитальный медпредставитель -> менеджер по работе с ключевыми клиентами
- медпредставитель отечественной или индийской компании -> медпредставитель восточно-европейской компании -> медпредставитель западно-европейской или американской компании.
Развитие по данным направлениям предполагает некоторые дополнительные знания, квалификации. Например, получение дополнительного образования в области маркетинга позволит кандидату продолжить свою карьеру на должности продакт-менеджера.
Свободное владение английским языком - необходимое условие для перехода в область проведения клинических исследований.
Фармацевтические компании заинтересованы в опытных МП, имеющих определённые навыки и связи. Работодатели готовы перекупать профессиональных продавцов, даже если они и не находятся в активном поиске работы. В большинстве случаев медицинские представители принимают решение улучшить своё материальное благополучие, отказываясь от вертикальной карьеры.
Однако не все МП готовы постоянно переходить из компании в компанию. Это относится к определенной категории МП, как правило, старше 35 лет. Они ценят стабильность и предпочитают оставаться в одной организации с хорошими условиями, где выплачиваются бонусы за выслугу лет и другие льготы.
В среднем МП меняет работу через 1-2 года в регионах. В столице средний срок работы кандидатов - от полугода до полутора лет.