Наряду с прочими атрибутами сегодняшнего российского капитализма, у людей с доходами выше среднего появилась возможность нанимать домашних работников, – домработниц и горничных, экономок и управляющих, нянь, сиделок, помощников по хозяйству, водителей, поваров… А у менее обеспеченных граждан, соответственно, появилась возможность стать этими самыми работниками. Чем многие и не преминули воспользоваться.
Держать штат домашнего персонала стало за последние десять лет не только модно и престижно, но часто и просто необходимо. Ведь обслуживать коттедж площадью несколько сотен метров и приусадебный участок размером намного больше пресловутых 6 соток, семье, которая там проживает, не под силу. Да и незачем, когда есть деньги.
Рынок домашнего персонала стремительно развивался вплоть до 2008 года, пока не грянул кризис. Однако хоть он и «подрезал крылья», в том числе, и людям, которые могли позволить себе держать дома штат обслуживающего персонала, но все же к хорошему привыкают быстро, а отвыкать потом совсем не хочется, и враз уволить помощников по хозяйству могут заставить разве что серьезнейшие финансовые проблемы. Большинство же, по словам Сергея НАЗАРЕТЯНА, генерального директора Кадрового центра «ФЕЯ», которое как раз занимается подбором таких специалистов, просто оптимизировали количество работников и пересмотрели их обязанности.
«Если без повара люди прожить могут, то от домработницы и личного водителя они вряд ли откажутся, – пояснил Сергей. – Поэтому, чтобы сократить расходы, некоторые перераспределили обязанности повара, которого не могут себе сейчас позволить, например, между экономкой и домработницей. Допустим, первая закупает продукты, а вторая готовит еду».
Не отказались владельцы больших домов и участков также от управляющих и экономок, в ведении которых находится остальной персонал.
ДОМАШНИЙ ПЕРСОНАЛ
Горничная и домработница
Отличие между этими двумя специалистами состоит лишь в том, что горничная не готовит еду, а домработница может этим заниматься (если, конечно, в доме нет повара).
В обязанности и первой, и второй обычно входит полная уборка всех жилых помещений, кухни, санузлов, гардеробных и других помещений, ручная стирка деликатных тканей, глажение постельного белья и одежды (с использованием парогенератора), полный уход за дорогой одеждой и обувью, ведение домашнего хозяйства (покупка продуктов, бытовой химии, химчистка вещей, оплата коммунальных платежей и счетов), сезонное (весна-осень) мытье окон, выгул собак или других домашних животных и выполнение прочих поручений работодателей.
Горничная и домработница должны:
- Уметь обращаться с самой современной бытовой техникой, знать всю бытовую химию и применять самые современные и высококлассные моющие и чистящие средства,
- обладать навыками евроуборки,
- уметь аккуратно ухаживать за дорогой одеждой и обувью, знать vip-гардероб,
- уметь обращаться с деликатными тканями,
- ухаживать за домашними животными и растениями,
- уметь вести финансовую отчетность (с предоставлением чеков и других документов, подтверждающих расходование денежных средств).
Всему этому можно научиться на курсах домработниц, которые проводят некоторые специализированные кадровые агентства. Однако не всегда это означает гарантию трудоустройства. «Работа в семье требует особого подхода, и не каждый желающий сможет там работать (по ряду психологических факторов, да и руки, прямо скажем, не у всех потенциальных сотрудников растут из нужного места), – пояснил Сергей Назаретян. – Поэтому перед тем, как начать обучение, специалист нашего кадрового центра беседует с потенциальной домработницей, чтобы оценить, насколько человек подходит для такой работы и стоит ли его в дальнейшем рекомендовать заказчикам или же по окончании обучения вручить ему сертификат и отпустить восвояси».
Средняя оплата горничной и домработницы – порядка 40 тысяч рублей в месяц (или 2 тысячи в день).
Экономка и управляющий
Экономка – это что-то вроде менеджера среднего звена. В ее подчинении обычно находятся горничная или домработница, повар и садовник. В обязанности экономки входит контроль над их работой, оплата счетов, закупка продуктов и контроль над ремонтными работами. Также, по договоренности с нанимателями, она может присматривать за ребенком, выгуливать собак, а в случае форс-мажорных обстоятельств она также способна заменить горничную или домработницу (соответственно, всеми знаниями и навыками этих специалистов она также должна владеть).
Управляющий – это, можно сказать, менеджер высшего звена. В его подчинении находится весь домашний персонал, включая экономку. В обязанности управляющего входит следить за исправностью всего оборудования, находящегося в доме (бассейна, сауны, камина, бытовой техники и пр.) и на территории, а также автотранспорта. Он должен вовремя вызывать ремонтные бригады и другие подрядные организации, получать от них документацию (чеки, гарантийные обязательства и т.п.). Кроме того, он занимается распределением материальных вознаграждений между персоналом низшего звена, а также нанимает и увольняет этих сотрудников.
В роли экономки и управляющего наниматели, по словам Сергея Назаретяна, хотят видеть москвичей с высшим образованием и опытом работы в частных домах от пяти лет. Кроме того, им необходимо подтвердить свой опыт сопроводительными письмами с характеристиками от предыдущих работодателей.
Опытная экономка обойдется не менее чем в 50 тысяч рублей в месяц. Управляющий – 55-60 тысяч рублей.
Сиделка
Сиделка – это женщина со среднеспециальным медицинским образованием и с опытом по уходу за больными или пожилыми людьми в больницах или в семьях. В обязанности сиделки входит полный уход (включая медицинский и гигиенический) за пожилым или больным человеком. Она готовит здоровую диетическую пищу и аккуратно кормит пациента, меняет белье, купает, перевязывает и т.д.
Если нужно, профессиональная медсестра-сиделка делает больному массаж, занимается лечебной физкультурой, делает вместе с больным простые дыхательные упражнения. А также она убирает и проветривает комнату, в которой находится ее подопечный. Также, по договоренности с работодателем, она может покупать продукты и другие необходимые вещи.
Сиделки, как правило, устраиваются на работу с проживанием. Обычно это жительницы регионов России. График работы няни-сиделки с проживанием – 6/1 или 7/0 с накопительным учетом выходных.
Заработная плата – в среднем от 18 до 25 тысяч рублей в месяц (при условии обслуживания одного человека), плюс питание. При почасовой оплате сиделка обойдется в 100-120 рублей в час.
Водитель
Водитель должен иметь опыт работы на автомобилях представительского класса, рекомендации с предыдущих мест работы, отлично знать организацию движения в Москве и Подмосковье. Кроме того, он должен уметь вести себя с клиентами, быть корректным, надежным, пунктуальным, честным, стрессоустойчивым и соблюдать конфиденциальность.
В его обязанности входит обеспечение безопасного и оптимального передвижения пассажиров, подача автомобиля в назначенное место и время, содержание автомобиля в чистоте и в исправном состоянии, взаимодействие со станциями техобслуживания, отчеты по расходам на автомобиль (бензин, мойка, тех. обслуживание), выполнение мелких поручений.
В роли водителей обычно хотят видеть москвичей и жителей ближайшего Подмосковья, имеющих опыт работы на машинах представительского класса не менее пяти лет. Причем жить водитель должен недалеко от дома, где проживает человек или семья, которых он будет возить.
Заработная плата водителя, работающего на автомобиле нанимателя, – 30-35 тысяч рублей в месяц.
Повар
Повар – специалист 4-6 разряда, имеющий специальное образование, опыт работы в ресторанах и/или у частных лиц. Хороший повар должен быть знаком с современным кухонным оборудованием, уметь готовить блюда различной сложности, знать разные национальные кухни и диетическое питание, уметь сервировать стол, проводить банкеты, соблюдать этикет.
В обязанности повара входит приготовление вкусного и здорового питания, начиная с завтрака и заканчивая ужином, закупка продуктов и всего необходимого для приготовления пищи, учет индивидуальных особенностей питания каждого члена семьи, сервировка стола, уборка кухни и содержание кухонного инвентаря в чистоте, загрузка/разгрузка посудомоечной машины.
Повара – это некий элитный срез домашнего персонала. Каждая семья выбирает себе повара с учетом своих вкусовых пристрастий. Это обычно россияне, которые устраиваются на работу с проживанием.
Заработная плата повара начинается от 2 тысяч рублей в день или 40 тысяч в месяц, но может быть и значительно выше (зависит от его уровня и количества человек, для которых он готовит).
Помощник по хозяйству
Помощники по хозяйству – это, как правило, мужчины в возрасте от 30 до 55 лет, со среднеспециальным техническим образованием, приезжие из регионов России, имеющие водительские права категории «В». Обычно проживают в отдельном домике или отдельной комнате в общем доме. Помощников по хозяйству нанимают люди, у которых не очень большой дом и из домашнего персонала есть лишь горничная или домработница.
В его обязанности входит полный уход за техникой, узлами и агрегатами, поддержание работоспособности всех систем жизнеобеспечения дома, контроль за показаниями приборов котельной, бассейна, сауны, мелкий ремонт электрики, сантехники и другого оборудования, связь с подрядными организациями в случае происшествий, вождение и обслуживание автомобиля, а также другие функции по договоренности с работодателем.
Оплата помощника по хозяйству – 25-30 тысяч рублей в месяц.
Семейная пара
Сейчас модно нанимать в небольшие хозяйства семейную пару с проживанием. Женщина в этом случае выполняет обязанности домработницы (убирает, готовит, иногда следит за ребенком, гуляет с ним), а мужчина – помощника по хозяйству (следит за техникой, осуществляет ее ремонт, летом косит траву, зимой убирает снег, возит детей в школу и т.п.).
Заработная плата семейной пары – 40-60 тысяч рублей в месяц.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Владимир Иванович, управляющий частным домом, 48 лет.
У меня высшее образование, в 1992 году я окончил Красноярский государственный технический университет, по специальности – инженер-электрик. По профессии работал года два, потом устроился менеджером по продажам в небольшую компанию, торговавшую немецким промышленным оборудованием. В 1998 году произошел дефолт, и наша фирма разорилась.
В начале 1999 года я уехал в Москву на заработки, крутился как мог четыре года, а потом друг предложил пойти к его компаньону в дом управляющим, и я согласился. Поработал год, потом устроился в другой дом на Рублево-Успенском шоссе, где работаю до сих пор.
В мои обязанности входит контроль за остальным персоналом (кроме меня работают также горничная, водитель, няня двоих детей и помощник по хозяйству, он же садовник), а также я слежу, чтобы все в доме работало, как часы. Когда по каким-либо причинам нет на месте водителя или помощника по хозяйству, я также могу заменить их.
В работе мне нравится то, что я могу принимать решения в рамках своих полномочий. Кроме того, я люблю общаться с людьми, а делать мне это приходится ежедневно, – с хозяевами, их гостями, с другим персоналом, с подрядными организациями. В свое время я окончил курсы дворецких, где нас учили, в том числе, и эффективному общению, что мне очень помогает в работе. Ну и с работодателями, надо сказать, мне повезло: они порядочные люди, с ними всегда можно прийти к компромиссу. Ведь если хозяева эксцентричные и обращаются с персоналом, как со своей собственностью, то долго в таком доме не выдержишь.
Валентина Михайловна, домработница, 52 года.
Я москвичка, в этой сфере работаю уже более 10 лет. По образованию я швея, чем до этого и занималась. Но в 2000 году увидела объявление в газете «требуется горничная», пришла, рассказала о себе и меня взяли.
Конечно, пришлось многому учиться, в частности, освоить новые виды техники и бытовой химии. А вообще, учиться приходится чему-нибудь постоянно, ведь рынок средств по уходу за домом пополняется новинками почти что ежедневно.
В моей работе мне нравится то, что можно выбирать, у кого работать. А место работы очень сильно влияет на настроение. Если хозяева хорошие люди, то и сделать для них домашние дела хочется хорошо и качественно. В домашней работе ничего не напрягает, если хорошо знаешь свое дело.
Бывают, конечно, очень требовательные работодатели, которые хотят, например, чтобы все вещи стояли в том же порядке и на тех же местах, что и до уборки, каждая пара обуви – в конкретной коробке, а вещи в шкафу были разложены по маркам или по цвету. Но это их право, потому что я считаю, что кто платит, тот и заказывает музыку. Я привыкла и ничему не удивляюсь.
Гораздо хуже, когда люди проявляют недоверие. Например, однажды хозяйка потеряла дорогое кольцо с бриллиантом. Вся семья подумала на меня. Состоялся неприятный разговор с хозяином. Решили расстаться по обоюдному согласию. А весной кольцо нашлось, на даче… К счастью, такой эпизод в моей практике был только однажды.
В свободное от работы время я занимаюсь своим дачным участком, люблю ухаживать за цветами.
Казус
Как говорится, – «у богатых свои причуды». Самый распространенный «пунктик» у женщин, которые обращаются в КЦ «ФЕЯ» в поисках домашнего персонала (а их среди общего числа обратившихся порядка 70%), – это подбор людей по знаку зодиака. «Иногда также бывают очень жесткие рамки по возрасту, например, от 28 до 48 лет, и если кандидату 27 или 49, то его уже не берут», – говорит Сергей Назаретян.
Но есть и вполне адекватные критерии отбора, например, многие не хотят брать на работу полных, грузных сотрудников, особенно если это домработница или помощник по хозяйству, поскольку им просто будет физически трудно обслуживать, к примеру, 3-этажный дом без лифта.
Лана КУБАНО, медиахолдинг "Пронто-Москва"