На первый взгляд интересная и даже романтическая профессия. Действительно, что может быть увлекательней, чем заниматься организацией отдыха людей.
Каждый день менеджер по туризму соприкасается в своей работе не со скучными балансами и счетами, цифрами и отчетами, а с удивительными странами и манящими курортами. Все разговоры ведутся об отелях, достопримечательностях, интересных экскурсиях, пляжах и т.д. Его окружают фотографии и постеры с потрясающими видами и пейзажами.
Для работников туризма существуют специальные туры, так называемые ознакомительные туры или, проще говоря, рекламники. В них принимают участие только менеджеры по туризму, которые помимо отдыха, как правило, еще изучают отельную базу. Стоимость таких туров на порядок ниже традиционных, причем именно агентство полностью или частично оплачивает эти поездки. Помимо всего прочего перед началом каждого сезона туроператорами проводятся для работников турагентств бесплатные мастер классы и семинары, где менеджеров информируют о каких-либо новинках или изменениях произошедших в новом сезоне. Крупные операторы стараются устраивать свои презентации с размахом, то есть с обязательной шоу-программой, фуршетом, выступлениями специально приглашенных, владельцев отелей и телевидением.
Многих привлекает эта профессия, еще и тем, что деятельность связана непосредственно с общением. Основу работы менеджера составляют рассказы клиенту о дальних морях и странах. Чтобы работать менеджером по туризму, не обязательно обладать какими-то особенными талантами или способностями, хорошей памяти и умения общаться с людьми достаточно.
Все это, конечно, замечательно, но начнем с того, что люди бывают разные, и туристы приходят не всегда адекватные. На моей практике, уж извините, таких - большинство, которые умеют создать конфликтную ситуацию на пустом месте. Ещё надо помнить один важный момент, - турагентство является организацией-посредником, которая продает тур, сформированный туроператором, и соответственно, когда происходят какие-то накладки, будь то задержка рейса или проблемы с заселением в отель, ни турагентство, ни бедный менеджер, которого обвиняют во всех смертных грехах, в этом не виноваты.
Многие туристы этой схемы просто не понимают или не хотят понимать, поэтому спокойно выслушиваем в телефонную трубку поток негодований и оскорблений в ваш адрес, это, конечно, в лучшем случае. В противном случае турист не поленится зайти к вам лично, чтобы высказать в глаза все, что о вас думает. Напугала? Но это еще не все, впереди самое страшное, существует так называемый «черный список туристов» - они уже работают профессионально и безжалостно, поэтому этих личностей лучше знать поименно.
Всем известно, что туризм, как и продажа мороженого или цветов - это сезонный бизнес. Следовательно, ваш заработок напрямую зависит от количества туристов, а туристы бывают преимущественно летом, а лето у нас длится три месяца, так что в оставшееся время зарплата будет существенно ниже.
Упс! Забыла упомянуть еще одну небольшую деталь - с мая по сентябрь включительно об отпуске можете забыть. В этот период, когда все будут уезжать на отдых, не без вашей помощи, вы будете сидеть в душном офисе рядом с раскаленным телефоном и выведенной из строя клавиатурой и проклинать себя за то, что выбрали эту профессию.
Ирина, менеджер по туризму