По разным оценкам, доля скрытых вакансий составляет половину всего рынка. Причины, почему работодатели не желают афишировать найм новых сотрудников, могут быть различными. Чаще всего у небольших фирм просто нет возможности рассмотреть сотни резюме и провести десятки собеседований. Тем более что некоторые не слишком щепетильные соискатели практикуют массовую рассылку анкет, независимо от своих качеств соответствия вакансии, — авось где-то да повезет. Другая причина молчания нанимателей — соображения безопасности и конфиденциальности. На освободившуюся должность конкуренты могут заслать своего «казачка» или, наоборот, нанять уволившегося сотрудника, чтобы выведать у него коммерческую тайну. Наконец, существуют отрасли, где стандартный процесс поиска персонала практически отсутствует — массмедиа, сфера услуг премиум-класса и ряд других сегментов. Эти сферы фактически являются закрытыми сообществами, наподобие средневековых цеховых корпораций, попасть в которые можно было либо с помощью связей и знакомств, либо проявив недюжинную настойчивость и даже напористость в деле саморекламы и самопиара.
Дешево и быстро
Кроме того, львиная доля скрытых вакансий имеется в компаниях, работающих в сферах розничной торговли и бытовых услуг, — это магазины и кафе, мелкие турагентства и фотоателье, небольшие развлекательные клубы и службы компьютерного сервиса. Текучка кадров здесь весьма высока, свободные места есть практически всегда, но объявления о найме персонала эти фирмы дают довольно редко, хотя многие из них действуют в условиях дефицита рабочих рук. Разумеется, в подобных компаниях не стоит рассчитывать на солидную зарплату, внушительный соцпакет и привлекательные условия труда; речь идет исключительно о вакансиях линейного персонала с невысоким уровнем квалификации. Однако у «малышей» есть несомненные преимущества по сравнению с крупными корпорациями.
Во-первых, процедура трудоустройства здесь упрощена до предела; нередко после короткого собеседования босс подписывает приказ о зачислении в штат, и новичок может приступать к работе уже на следующий день. В условиях личного финансового кризиса такой вариант порой бывает предпочтительнее, нежели нескончаемый марафон по многоуровневым интервью с призрачными надеждами на успех.
Во-вторых, работодателей этой категории выбирают, как правило, по территориальному признаку. Так что попробуйте просто пройтись по своему району, уделяя особое внимание местным коммерческим предприятиям. Зачастую объявление о вакансии приклеивают рядом с входом в офис. Обязательно наведайтесь в ближайший торговый комплекс или бизнес-центр средней руки (нередко таковые находятся в здании какого-нибудь бывшего НИИ). Не стесняйтесь задавать прямой вопрос о наличии свободных должностей, в конце концов, даже при отрицательном ответе вы ничего не теряете. Учитывайте сезонный фактор: летом, когда сразу в нескольких отраслях начинается горячая пора, ваши шансы на экспресс-трудоустройство многократно возрастают. И, разумеется, даже при поиске позиции среднего или низшего звена позаботьтесь о располагающем внешнем виде и соответствующем — рабочем — эмоциональном настрое. Небрежно одетому соискателю, праздношатающемуся в здании делового центра, откажут практически наверняка.
Прямой контакт
Эта тактика поиска скрытых вакансий во многом аналогична предыдущей, но в отличие от нее нацелена на поиск позиций, требующих высокой квалификации, или руководящих должностей низшего звена. Однако главный принцип остается неизменным: вы не ждете у моря погоды, а сами делаете первый шаг навстречу потенциальному работодателю.
Прежде всего, составьте список компаний, по тем или иным причинам приглянувшихся вам. Например, фирма А собирается запускать интересный для вас проект, фирма Б специализируется как раз в той области, где вы являетесь профессионалом, а в фирме В — многообещающие карьерные перспективы. Перед тем как выходить на связь с будущим нанимателем, постарайтесь выяснить имя и контактные данные менеджера по персоналу или вашего потенциального начальника: адресное, персонализированное обращение добавит вам очков.
Поскольку вы фактически просите рассмотреть вашу кандидатуру в особом, индивидуальном порядке, вам придется привести веские доводы в пользу вашего зачисления в штат. Иными словами, вам потребуется сразу же дать убедительный ответ на любимый вопрос кадровиков: почему мы должны взять именно вас? Вы можете благодаря своему опыту и навыкам в несколько раз увеличить продажи? Изложите все это в сопроводительном письме и отправьте его вместе с резюме. О собственных финансовых и карьерных интересах на первых порах стоит смолчать, сделав основной акцент на ту пользу, которую вы способны принести фирме. Если ваша попытка увенчается успехом и вас пригласят на собеседование, будьте готовы подробно аргументировать свои амбициозные заявления. Скажем, будущий шеф может поинтересоваться вашей стратегией привлечения новых клиентов. На переговорах с менеджером по персоналу не забудьте подчеркнуть все преимущества, которыми данная компания обладает в ваших глазах. Соискатель, изначально лояльно настроенный по отношению к фирме и заинтересованный работать именно в ней, — бальзам на душу любого кадровика; именно этот факт способен склонить чашу весов в вашу пользу.
КСТАТИ…