С каждым днем социальные сети становятся все более популярными. Многие пользователи зарегистрированы не на одном, а на нескольких ресурсах. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как влияет ваша страница и размещенная на ней информация на поиск работы? Будьте готовы к тому, что социальные сети могут помочь вам как получить, так и упустить интересное предложение.
Социальные сети и отбор в компанию
В первую очередь, важно учитывать, что работодатели все активнее начинают обращать внимание на социальные сети. Сотрудник компании, просматривая ваше резюме, проводя телефонное интервью или готовясь к очному, вполне может поискать вас на odnoklassniki.ru или vkontakte.ru. Он сделает это для того, чтобы получить дополнительную информацию о вас, которая, скорее всего, окажет влияние на его решение.
А теперь представьте, как будут характеризовать вас фото с вечеринок, записи на стене или группы, в которых вы состоите? Ваша страница уже формирует определенный имидж, а значит, влияет на мнение проводящего отбор. Еще больший ажиотаж вызовет ваша страничка в первые дни работы, когда новые коллеги и руководители пойдут «знакомиться» с вами.
Вместе с тем, надо понимать, что социальные сети могут не только навредить, но и помочь. Например, на moikrug.ru ваш профиль играет роль резюме. А если у вас подробно заполнены интересы, образование, опыт работы и вы, возможно, являетесь специалистом в какой-то редкой или узкой сфере, то вполне возможно для работодателя социальная сеть – единственная возможность найти вас и предложить работу.
При этом надо помнить, что рекрутеры иногда могут выйти с предложением не только к кандидатам, находящимся в поиске, но и к специалистам, не ищущим работу в настоящий момент. Исходя из этого, оцените насколько в данный момент вам актуальны предложения и скорректируйте свою страницу. Здесь хотелось бы сразу дать пояснение – не стоит ожидать большого количества писем или откликов, когда вы создадите свой профиль. В России социальные сети все-таки пока не заменяют job-сайты, а используются в дополнение к ним. Но чем уже ваша специализация, чем более уникальные услуги вы можете оказывать, тем больше вероятность, что рекрутер будет вынужден идти на социальные сети.
Некоторые работодатели проверяют будущих сотрудников не только на русскоязычных, но и на иностранных ресурсах. Например, рекрутеры активно используют наиболее известный западный ресурс – сеть LinkedIn, объединяющую множество профессионалов по всему миру. Эту сеть кадровые агентства или hr-менеджеры могут использовать при поиске людей для работы в западных компаниях, и то, что человек в ней зарегистрирован, является дополнительной проверкой на знание им английского языка.
В принципе, любую социальную сеть можно использовать для поиска работы. Например, фотографы и дизайнеры часто публикуют свои работы на сервисах фотографий, чтобы привлечь заказчиков. В ЖЖ или упомянутых ранее сетях можно вступить в специальные группы интересов, создать свое резюме, участвовать в профессиональных дискуссиях.
Ваши действия
Ваши действия зависят от того, кем вы являетесь. Для разных профессий правильными будут различные стратегии использования социальных сетей для поиска работы. Итак, если вы:
Фрилансер, представитель творческой профессии или специалист узкого профиля, то социальные сети могут стать очень важными инструментами маркетинга ваших услуг. Постарайтесь использовать как можно больше ресурсов и выкладывайте всю информацию, которая сможет вас охарактеризовать положительно (будет полезным использовать правила написания и оформления резюме и для социальных сетей). Активно участвуйте в профессиональных и тематических сообществах.
Собираетесь работать в офисе, то социальные сети скорее могут вам помешать. Как правило, работодатели пока используют их не столько для поиска сотрудника, а для получения дополнительной информации о вас (исключение – сети, направленные на поиск работников и профессиональные группы интересов). Ваша страничка Вконтакте, блог в ЖЖ или комментарии на Яндекс.Фотках могут дать о вас больше сведений, чем интервью.
Главный совет по работе с сетями – закрывайте доступ к своей странице посторонним на время поиска работы и первых недель работы, либо проведите «инвентаризацию» общедоступных записей.
Закрыть доступ или инвентаризировать содержание вашей странички – первый и обязательный шаг. Но помните, что больше всего о вас может рассказать ваш e-mail, который вы указали в резюме. Поиск по нику дает самые интересные результаты. Поэтому используйте при поиске работы специальный почтовый ящик, только не забывайте его проверять, а остальные ящики спрячьте от посторонних глаз.
Создавая новый ящик для рабочей переписки, помните, что название должно быть деловым. Самый простой вариант – различные комбинации имени и фамилии. Можно использовать нейтральные слова типа job, work, offer и т.п., но избегайте излишне «свободных» названий. Варианты типа kisska87, relax, iloveyou и т.п. вызывают недоумение и не производят положительного впечатления. Проверьте что у вас не вызывает трудностей продиктовать ваш e-mail.
Внимательно исследуйте все ссылки на вашей страничке в социальной сети, чтобы выявить всю информацию, которую надо закрыть или удалить.
Вот четыре ключевые рекомендации, которые позволят вам ничего не упустить:
Оцените уже размещенную информацию – записи, комментарии, группы, фотографии. Что из этого стоит убрать или, наоборот, оставить? Как они выглядят в глазах работодателя? Учитывайте, что представители разных сфер бизнеса будут смотреть по-разному на информацию о вас.
Уберите ваши контакты – друзья и так знают ваш номер телефона или ICQ. Оцените ваш профиль – он должен положительно вас характеризовать, рассказывать о ваших интересах, но при этом он не должен смотреться странно на данном сервисе.
Не забудьте про разнообразные группы интересов. Профессиональные контакты, дискуссии по актуальным вопросам, разнообразные он-лайн и офф-лайн встречи приведут к тому, что на вашей странице будет больше посетителей, а значит больше шансов, что среди них окажется тот, кто сможет предложить вам интересную работу.
Модерируйте информацию на постоянной основе.
Завершая рекомендации можно сказать, что два главных фактора успеха – это, первое, определиться с тем, чего вы хотите/не хотите от сетей, и, второе, действовать с умом. Посмотрите на ваши странички глазами работодателя (а лучше, попросите кого-нибудь из знакомых или родственников) и вы поймете, что нужно изменить или удалить.
Екатерина Прокофьева