Немченко Галина
Ежедневно рекрутеры и эйчары просматривают огромное количество резюме, поэтому у них складывается определенный образ идеального кандидата на каждую должность. И чем больше соискатель соответствует этому образу, тем выше его шансы устроиться в brand-name компанию. Главное требование, предъявляемое к претендентам на должность менеджера среднего звена, - наличие опыта управления людьми.
«Идеальный кандидат»
Идеальный кандидат на позицию менеджера среднего звена – это специалист, который выстраивал свою карьеру последовательно, лучше всего в одной или смежных отраслях, и имеющий опыт работы в brand-name компании. Общий стаж его работы должен быть не менее 5 лет, из которых 2 года он должен занимать управленческую позицию. Для него просто необходимо высшее образование, а также желательно бизнес-образование.
В России почему-точеловек может называться менеджером, не имея подчиненных.
Достижения в резюме однозначно должны быть выделены в отдельную графу. При описании предыдущего опыта соискателю нужно сосредоточиться именно на достигнутых результатах. Количество реализованных проектов расценивается как достижение чаще в специфических отраслях, например, в строительстве. Маркетинг-менеджеру также важно рассказать о проектах, в осуществлении которых он принимал участие. Это покажет масштаб проделанной им работы и «наполнение» его должности, ведь в разных компаниях на одинаковых позициях сотрудники иногда имеют различные обязанности.
Желаемая позиция (цель резюме)
Представиться просто менеджером – значит ничего не сказать о себе. В России почему-то человек может называться менеджером, не имея подчиненных. Поэтому сам собой возникает вопрос: «А кем и чем он тогда управляет?» Менеджер должен иметь в своем подчинении людей!
Кроме того, если в резюме нет определенной желаемой позиции – это значит, что человек сам не знает, чем хочет заниматься в дальнейшем и какая ему нужна работа. В компаниях есть стандартная структура отделов. Менеджер среднего звена может быть руководителем и отдела логистики, и отдела продаж и маркетинга, и финансового отдела. Правда, иногда управляющие департаментов относятся уже к топ-менеджменту.
Образование
Первое образование, даже если оно непрофильное, указывать нужно. Во-первых, для соблюдения хронологического принципа в резюме, а во-вторых, как свидетельство того, что человек сознательно шел по пути профессионального и личностного развития для повышения уровня своей квалификации. Наличие второго образования будет хорошим знаком как для рекрутера, так и для компании, ведь оно – показатель заинтересованности соискателя в профессиональном росте.
Дополнительное образование имеет смысл указывать только тогда, когда оно относится либо к нынешней должности, либо к желаемой позиции.
Нужно обязательно указывать полученную специализацию. Эта информация займет всего пару строчек в резюме, но точно не будет лишней. А вот название факультета можно и опустить.
Соискателю не следует писать, что он закончил кружок макраме в 10-м классе школы. Дополнительное образование имеет смысл указывать только тогда, когда оно относится либо к нынешней должности, либо к желаемой позиции. В таком случае это покажет, что кандидат заинтересован в развитии своей карьеры.
Опыт работы
Не секрет, что первый раз резюме читают по диагонали и выхватывают только основные моменты. «Опыт работы» – один из ключевых разделов, поэтому здесь следует излагать информацию емко и лаконично.
Рекомендуется подробно описать опыт работы за последние 10 лет. Однако я предпочитаю, чтобы кандидат указывал его полностью. Это связано с тем, что у
Из резюме должно быть видно, как менеджер рос в компании. Замечательно, что кандидат проработал в одной организации продолжительное время, это указывает на его лояльность и на умение общаться с людьми, ведь непросто проработать в одном коллективе много лет. Например, процесс профессионального роста наглядно продемонстрирует тот кандидат, который пришел ассистентом отдела закупок, потом стал менеджером, затем руководителем отдела, перешел на позицию руководителя коммерческого отдела или стал отвечать за блок продаж. И, конечно, не лучший вариант, если соискатель укажет, что проработал 8 лет на позиции support-менеджера в отделе продаж.
Рынок открыт для всех, но кандидату из известной лишь в узких кругах организации достаточно сложно попасть в brand-name компанию, потому что рекрутеры и работодатели, в первую очередь, обращают внимание на бренд. В такой ситуации соискателю следует больше рассчитывать на свои силы,по-другому выстраивать стратегию поиска работы. Важно, чтобы он себя правильно презентовал, а это возможно сделать уже только на этапе собеседования. За квалифицированными сотрудниками brand-name компаний охотятся хедхантеры, а специалисты из организаций, известных только в узких кругах, должны продвигать себя сами.
За квалифицированными сотрудниками brand-name компаний охотятся хедхантеры, а специалисты из организаций, известных только в узких кругах, должны продвигать себя сами.
Если у кандидата нет опыта руководящей работы, но он стремится занять позицию менеджера, ему придется обосновать свои карьерные амбиции. Это задача устной презентации при встрече с работодателем, так как в резюме, к сожалению, такую информацию никак нельзя отразить. Понятно, что в этой ситуации человек не должен и не может претендовать сразу на руководство отделом из 10 человек. Сначала, скорее всего, речь пойдет о небольшой команде.
Рекомендации
В России не очень принято предоставлять письменные рекомендации, но они не будут лишними. Правда, чаще, если их и запрашивают, то в устной форме. Я бы не советовала в резюме указывать координаты людей (директора или партнеров), готовых дать характеристику, потому что им могут позвонить не в самый подходящий момент. Их телефоны лучше предоставить уже на второй или третьей стадии переговоров.
Если речь идет о наемном менеджере среднего звена, то характеристику ему должен давать директор компании. Если у соискателя свой бизнес или он является топ-менеджером российской «небрендовой» компании, ему желательно предоставить рекомендации западных партнеров, с которыми кандидат сотрудничал. Координаты коллег чаще всего не указывают. Если требуется несколько рекомендаций, можно обратиться за помощью к непосредственному руководителю.
Дополнительная информация
Претенденту на позицию менеджера среднего звена лучше вообще ничего не упоминать о личностных характеристиках. Такую информацию указывают вчерашние студенты, так как они еще не могут похвастаться ни солидным опытом работы, ни высоким уровнем компетенций. Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать. Причем в разделе «Дополнительная информация» не нужно повторять описание функциональных обязанностей на предыдущих местах работы. Формулировки здесь должны быть более краткими и емкими, например, «построение команды с нуля» или «развитие бизнеса с нуля».
Возраст
Мне удобно, если в резюме указан возраст потенциального кандидата: не приходится тратить время, чтобы выяснить, сколько соискателю на данный момент лет. Даже когда в нем не стоит дата рождения, ее несложно определить. Если резюме интересное, но там не указан возраст, рекрутеры смотрят на дату окончания учебного заведения.
Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать.
Могу сказать, что не бывает строгих возрастных рамок. Например, в описании позиции указано, что требуется управленец до 45 лет, но это еще не значит, что кандидатуру 46-летнего соискателя не будут рассматривать. Правда, если ему 60, рекрутеры, скорее всего, не смогут представить его резюме клиенту. Однако даже в этом случае все зависит от самого специалиста, если он сможет убедить работодателя, что у него получится выполнить поставленные задачи, – почему и нет?
Уровень дохода
Что касается зарплатных ожиданий, то кандидаты на руководящие позиции, как правило, примерно знакомы с ситуацией на рынке труда и могут вполне адекватно оценить свою стоимость. А если менеджер работает в brand-name компании, то ему часто звонят хедхантеры, которые держат его в курсе событий на рынке.
Уровень дохода в резюме не указывается. Компенсация – это предмет для переговоров. Ее размер определяется умением менеджера себя презентовать и «продать». Из-за сегодняшней огромной потребности работодателей в опытных сотрудниках, компании, как правило, готовы предложить квалифицированному управленцу определенную вилку зарплаты.
Итог
При составлении резюме нужно учитывать, что на аналогичных должностях в разных по масштабам, профилю и структуре организациях обычно различные функциональные обязанности и, соответственно, требования к кандидатам. Если человек работает на позиции Area Sales Manager в компании FMCG и хочет перейти на должность Regional Manager – сделать шаг вперед, понятно, что его предыдущий опыт будет говорить «сам за себя», ничего не придется придумывать. Но, если соискатель хочет сменить сферу деятельности и у него недостаточно аналогичного опыта работы, ему нужно больше внимания уделить своим компетенциям. Например, к нам сейчас обратился кандидат, который со средней менеджерской позиции хочет перейти на топовую, для этого мы «подсвечиваем» его степень MBA.
Кандидаты отбираются по параметрам Matching&Presenting. К рекрутеру и эйчару поступает большое количество резюме, поэтому у них в голове уже есть портрет кандидата на данную позицию. Если соискатель вдумчиво прочитал описание должности и понял, что является «идеальным кандидатом» на нее, скорее всего, его заметят. Даже если ему не позвонили, он должен сделать это сам, ведь такого специалиста однозначно пригласят на личную встречу.