Большинство работодателей очень ценят способность к анализу у кандидатов, а для некоторых позиций наличие этого качества - первостепенное требование. С аналитическим складом ума рождаются не все, а вот аналитические способности в той или иной степени имеет каждый, причем при желании может развивать их самостоятельно.
В графе резюме «Личностные качества» соискатели довольно часто указывают наличие аналитических способностей/аналитического склада ума. Причем не всегда осознают, какая разница существует между двумя этими понятиями. Аналитические способности – наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума – способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности. Анна Лузина, менеджер отдела персонала компании RU-CENTER, считает, что аналитические способности предполагают возможность человека проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ, а у людей с аналитическим складом ума процесс анализа происходит постоянно, поэтому они чаще всего имеют техническое образование.
Все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления.
Любая способность, врожденная или приобретенная, – это, прежде всего, предрасположенность человека к чему-либо, некие задатки. С такой точки зрения, все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления. Но в тоже время далеко не каждый обладает аналитическим складом ума. Ученые установили, что если из двух полушарий мозга ведущим является правое, то у человека преобладает эмоциональная сфера, а если левое – аналитическая. Это врожденный признак.
По мнению Павла Цыпина, HR-менеджера агентства Vanguard PR, аналитический склад ума – это более глобальное и «психологическое» явление, характеризующее прирожденного ученого, аналитика. Аналитические способности – нечто локальное, то, что есть почти у каждого человека и различается только степенью развития. Можно говорить о низких, средних или высоких аналитических способностях, а аналитический склад ума либо есть, либо его нет.
«Зацепить» внимание рекрутера
Определить в какой мере человек способен к анализу можно уже на этапе знакомства с его резюме. Как правило, у людей с аналитическим складом ума достаточно отчетливо прослеживается структура резюме, прописаны все логические связки, в подаче информации чувствуется определенный «порядок», ни в одном разделе нет «лишней» информации. Все направлено и заточено для достижения единственной цели – обратить на себя внимание рекрутераи получить приглашение на собеседование.
В сопроводительном письме, которое прилагается к отклику на вакансию, такие соискатели, проанализировав и соотнеся описание открытой позиции и собственные компетенции, грамотно презентуют свои профессиональные достижения и навыки, упоминая вскользь о своих слабых сторонах. Это позволяет им выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов.
У вас есть аналитические способности? Докажите!
Процесс интервьюирования соискателей в большинстве компаний проходит по такой схеме: сначала подтверждается соответствие кандидата минимальным требованиям вакансии, затем уже следует выяснение его профессиональных навыков и компетенций. «Аналитический ум определить, а тем более измерить очень сложно. Его можно спутать с эрудированностью, а можно и вовсе не заметить из-за волнения соискателя», – утверждает Елена Губанова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company. На собеседовании некоторые специалисты, могут неэффективно «презентовать себя». Поэтому для выявления аналитического склада ума рекрутеры используют ряд специальных средств:
- проведение ассессмента
- использование различных тестов
- психолингвистический анализ
Кандидатам предлагают решить нестандартную задачку или разыгрывают ситуативный кейс, а далее просят объяснить, как они пришел к финальному решению, то есть проводят небольшой ассессмент.
У человека может быть синтетическое мышление – хорошо развиты и коммуникативные, и аналитические способности.Татьяна Федорова, HR-директор МШУ «Сколково», просит кандидатов решить типовую задачу. На основании ответа можно проверить несколько аспектов наличия аналитического склада ума или аналитических способностей. Во-первых, какого рода данные выбирает соискатель для анализа, во-вторых,как он их структурирует для получения результата, и, в-третьих, какие делает выводы, исходя из данной информации. Иванова Юлия, консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», рассказывает: «Самый распространенный способ проверки аналитических способностей кандидата на собеседовании – это Case Interview. Типы кейсов стандартизированы. При ответе кандидата на вопросы, необходимо обратить внимание на последовательность построения фраз, структуру заключений и выводов, наличие „застреваний“. Можно предложить кандидату решить несколько логических задач, а затем попросить объяснить варианты их решения. Таким образом, мы сможем проследить логическую цепь рассуждений кандидата, оценить видение задачи в целом, умение разложить „по полочкам“, отсутствие/наличие целостного видения и так далее».
Некоторые рекрутеры используют в своей работе тесты для выявления аналитических способностей у кандидатов (например, тест Амтхауэра (на уровень интеллекта), выделить лишнее слово в цепочке и тому подобное). Однако не все работодатели склонны доверять результатам тестовых заданий. По мнению Надежды Бобровой, директора отделения управления персоналом международного автомобильного холдинга«Атлант-М» (СПб), во-первых, тесты не могут дать 100%-ный прогноз, во-вторых, кандидат на собеседовании находится в состоянии стресса (в той или иной степени), следовательно, он не сможет полностью продемонстрировать свои способности, которые выявятся, допустим, в процессестажировки.
Максим Лукичев, исполнительный директор ИТ-компании «Прайм Груп», говорит: «Наличие аналитического склада ума и аналитических способностей можно проверить, попросив кандидата рассказать о его предыдущем опыте работы: его бывшая позиция и круг обязанностей могут наглядно показать наличие данных качеств». Некоторые рекрутеры внимательно следят за речью соискателя, последовательностью построения фраз, структурой заключений и выводов, выделением определяющих моментов карьерного пути, реакцией на «неудобные» вопросы, а также за скоростью ответов на вопросы и темпом речи. Таким образом, они применяют психолингвистический анализ для выявления у кандидата способностей к анализу ситуации в целом, расстановке приоритетов и систематизации информации.
Коммуникабельность или аналитические способности
Существует мнение, что люди, склонные к постоянному анализу, страдают недостатком коммуникабельности, так как прежде чем высказать свое мнение относительно чего-либо, им требуется некоторое количество времени для выстраивания в уме нескольких вариантов возможного развития событий, чтобы выбрать наиболее, на их взгляд, подходящий. А беседа с людьми, особенно с клиентами и партнерами, требует быстрой реакции, «живости» общения.
Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей.
Павел Цыпин, как и большинство специалистов, считает, что с психологической точки зрения коммуникабельность и аналитические способности – качества не взаимоисключающие. Коммуникативные навыки вполне можно развить – достаточно, например, прослушать курс риторики. Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании «Ай-Теко», говорит: «Безусловно, у человека могут быть более выражены или аналитические, или коммуникативные способности. Но это вовсе не значит, что при наличии аналитических способностей коммуникативные отсутствуют. В современной психологии есть понятие – синтетическое мышление, которое означает, что человек высоко развил в себе и те, и другие качества». Яркий пример – маркетологи, которым наряду с умением собирать, анализировать и обрабатывать информацию о рынке, необходимы способности эффективной коммуникации с общественностью и клиентами. Или рекрутеры, которые, с одной стороны, должны анализировать информацию о рынке труда и его отдельных секторах, с другой – интервьюировать кандидатов, проводить переговоры с компаниями-клиентами.
По мнению Надежды Бобровой, если человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет налаживать позитивные связи с внешней средой, то зачастую обладает и аналитическими способностями, так как умеет выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации. Эксперт считает, что «скорее можно разделять аналитику и креативность, так как это полярные категории. При нестандартном мышлении мы можем говорить о креативности сотрудника. Аналитический склад ума предполагает наличие способностей административного характера, что противоречит творчеству, а аналитические способности присутствуют и у творческих натур, но в меньшей степени».
Кому нужны аналитические способности?
Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей. Во многих объявлениях о вакансиях это качество требуется наряду с гибкостью ума, вниманием к деталям, системным подходом к работе, наблюдательностью, высокой организованностью. По мнению экспертов, все эти качества наиболее ценятся у менеджеров, специалистов, работающих в области продаж, в частности развития продаж, у ИТ-специалистов, маркетологов,экономистов, аналитиков, логистов, консультантов.
Светлана Гиацинтова считает, что аналитические способности требуются, в первую очередь, специалистам, работающим с большими объемами информации. Эти люди должны уметь собирать, структурировать и анализировать данные, прогнозировать и моделировать различные ситуации, учитывая влияние всевозможных составляющих, оценивать их значимость для каких-либо событий. Однако при этом очень большую роль играет интуиция, то есть способность использовать накопленный опыт.
Аналитический склад ума подразумевает больше общение с компьютерными программами, бумажными документами, чем с людьми. Бывает, правда, и такое, что человек на протяжении многих лет работал на клиентоориентированных позициях, а потом осознал, что это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Как, впрочем, и наоборот.
Карьера без способности к анализу
Большинство менеджерских позиций предполагает наличие у руководителей аналитических способностей, склонности к долгосрочному планированию. Если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо их развивать.
Однако Павел Цыпин считает, что карьерный рост возможен и без ярко выраженных способностей к анализу, например, в гуманитарной сфере. Но, конечно, не там, где они первичны: в высшем менеджменте или в финансовой области. Кроме того, при определенных усилиях можно развить в себе эти качества – была бы мотивация.
Светлана Гиацинтова придерживается такого мнения: если специалист не обладает аналитическими способностями, но стремиться к карьерному росту, ему стоит рассматривать позиции, где от руководителя требуется умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую и прочее.
Как правило, если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо развивать аналитические способности.
«Карьерный рост сам по себе подразумевает профессиональное совершенствование, а значит, осознанную необходимость осваивать новые области и развивать новые компетенции. Так почему бы не развить аналитические способности? Конечно, не надо садиться за отвлеченные от бизнеса учебники. На это просто нет времени. Но достаточно просто приучить себя каждый раз задумываться о причинах и следствиях того или иного действия или принятого решения, – рассказывает Анастасия Шуплецова, консультант по подбору персонала кадрового агентства Delogys Group. – Даже если у Вас нет склонности к аналитическим способностям, карьерный рост все равно возможен, при своем позиционировании нужно сделать упор на другие личные качества. Да и маловероятно, что вам захочется заниматься стратегией и анализом, ведь обычно нам нравится то, что лучше получается».
Как развить аналитические способности?
Специалисты утверждают, что, обладая достаточным желанием, можно «горы сдвинуть». Развить в себе способность к анализу поступающей информации – вполне реалистичная и достижимая цель. На данный момент многие тренинг-центры предлагают программы по развитию аналитических способностей, но зачастую оказывается, что лучшим «учителем» в их развитии становится сама жизнь. По словам Максима Лукичева, «чтобы развить способность к анализу, нужно погружать себя в различные ситуации и пытаться находить выходы из них».
Татьяна Меньшова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company, считает: «Если человек сумел получить финансово-экономическую специализацию, начал руководить сначала одним, а потом несколькими параллельными бизнес-процессами, это означает, что он активно развивает мыслительный процесс. Игра в шашки, шахматы, компьютерные игры, владение сложным музыкальным инструментом, изучение иностранного языка, особенно английского, предполагают наличие аналитического мышления и способствует его развитию».
Смотри также: