Зрительные сенсоры и память — самые быстрые у человека. Мышление устроено так, что когда мы видим нового человека, наш мозг «по привычке» предлагает ассоциативный ряд, из которого мы выбираем подходящие «рамки»: хороший — плохой, добрый — злой, умный — глупый.
Фотография кандидата в резюме — первое, что бросается в глаза, это ниточка, которая связывает его и работодателя. Приятное впечатление — вот, что после просмотра должно оставлять резюме в целом и фотография в отдельности.
Творческий подход
Что волнует работодателя, просматривающего очередное резюме? Он ищет заинтересованного человека! Его интересует желание работать, стремление добиваться конкретных результатов, возможно, наличие здоровых амбиций.
Поэтому начинать резюме следует с личностного портрета. Успешно охарактеризовать себя достаточно просто, если ответить на три вопроса: Кто? Что? Почему?
КТО? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к анализу требований и личностной стратегии, в которых уже были даны ответы на такие вопросы: «Как я характеризую себя в качестве специалиста? Чего жду от своей карьеры? Какова моя мотивация?»
ЧТО? Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно перечитать содержание вакансии, написать список требований, которые предъявляет работодатель. Если требуется увеличить объем продаж, поддерживать всю офисную работу в режиме «дела в порядке», быть «сердцем» команды, то нужно постараться ответить на вопрос: «Каков будет мой вклад в деятельность этой компании, если меня возьмут на работу?»
ПОЧЕМУ? Ответ на этот вопрос кроется также в личной стратегии: «Почему я выбрал именно эту область и эту компанию?»
Теперь следует еще раз просмотреть подготовленное «стандартное» резюме и ответить на следующие вопросы:
• Удобно ли структурировано жизнеописание? Легко ли читается резюме?
• Можно ли просмотреть резюме за 2 минуты и узнать все об уровне образования и наличии опыта работы?
• Понятен ли род занятий на предыдущей работе?
• Видно ли, какова была область распространения ответственности на предыдущей работе?
• Видны ли достижения, результаты предыдущей работы?
При этом следует постоянно думать об удачных формулировках в описании рабочих обязанностей и их соответствии будущей должности. Помочь в этом может внимательное прочтение описания рабочих обязанностей из интересующих объявлений о вакансиях.
Над резюме необходимо работать, пока не возникнут положительные ответы на эти вопросы. В конце концов, резюме должно получиться столь же ясным и четким для работодателя, как для Вас — вакансия, на которую Вы претендуете. Обращайте пристальное внимание на используемые формулировки.
Для оттачивания формулировок рекомендуется проделать следующую работу:
• Подобрать в найденных вакансиях несколько описаний рабочих обязанностей в соответствии с личной стратегией поиска;
• Отобрать из них те, что уже приходилось выполнять;
• Проанализировать, какие дополнительные качества могут быть важны для данной работы, постараться найти их в собственном опыте работы. Описать их;
• Сформулировать эти качества и опыт работы как можно ближе к требованиям работодателя, не теряя личных дополнительных достоинств и других ценных навыков и умений.
Важно правильно расставить акценты в резюме, выбрать из личного опыта работы и образования те моменты, которые в своей совокупности создавали бы ощущение последовательного развития карьеры, постепенного накопления опыта и специализации в одной и той же области. Для этого что-то можно даже не упоминать, а что-то раскрыть наиболее полно.
Впрочем, иногда расставить акценты необходимо иначе, чтобы выглядеть «универсалом», способным быстро адаптироваться в различных областях и добиваться наилучших результатов. Все зависит от конкретной вакансии.
Кроме того, более разумно для каждой вакансии делать отдельное резюме, расставляя акценты на тех качествах и опыте, которые интересны для работодателя в первую очередь. Например, в резюме для вакансии в финансовой сфере совсем не нужно вписывать опыт работы менеджером по продажам оргтехники, а можно указать опыт составления бюджета, финансовых отчетов, даже если финансовые функции составляли 5-10% от всей деятельности.
Прежде чем запечатать конверт, стоит проверить, в каком порядке сложены бумаги: сначала сопроводительное письмо, затем резюме и прилагающиеся копии документов в той последовательности, которая указана в соответствующем списке. Их также можно положить в специальную пластиковую папку. Для того, чтобы посылаемые документы не были измяты и выглядели аккуратно после доставки, лучше использовать большой конверт формата А4.
Если письмо отправляется по электронной почте, то очень важно, как выглядит используемый шаблон для писем. Шрифт должен быть читаемым, цвета — вызывать положительные эмоции, а подпись — быть понятной и содержать всю необходимую контактную информацию.
Случалось, что человека пригласили на интервью только потому, что его резюме бросилось в глаза, отличалось от других. Не бойтесь экспериментировать и выражать себя, бойтесь серости и стандартности. Главное помнить: хорошее резюме — действенное резюме. Ваша цель — попасть на интервью!