Важнейшим этапом поиска персонала является анализ резюме. В кадровую службу они стекаются десятками и сотнями в день – с работных порталов в интернете, по факсу и просто присланных на электронную почту. Как разобраться в этом потоке и отделить ценное от «пустой породы»?
А начнем мы с самого главного – с заявки на специалиста. Максимально информативная, грамотно составленная и обещающая рыночные условия потенциальному сотруднику это наполовину решенная задача. Остается выделить из заявки главное и приступить к просмотру резюме. Я всегда стараюсь представить, каким должен быть специалист, каким опытом и конкретными навыками должен обладать, в каких компаниях мог бы работать, чтобы получить необходимые знания рынка. И только потом – формальные признаки (пол, возраст, образование), которые при внешнем рекрутинге зачастую являются отсеивающими. Определившись, кто нам нужен, приступаем. Есть один небольшой нюанс: в резюме может быть недостаточно информации – не указан опыт работы в определенный промежуток времени, не указаны компьютерные программы, которыми владеет кандидат и т.д. В этом случае достаточно попросить соискателя выслать более подробное резюме или ответить на необходимые вопросы в письменном виде. В практике бывали также случаи, когда кандидат составлял резюме не самостоятельно. Такие «идеальные» резюме опытный рекрутер распознает сам, сопоставив, например, образование, опыт кандидата с четким, выверенным стилем изложения и отсутствием ошибок в тексте. В этих случаях необходима личная встреча или телефонные переговоры для выяснения профессионального уровня кандидата и его мотивации. Тем не менее, есть ряд пунктов в резюме, на которые следует обратить пристальное внимание, ряд акцентов, весьма красноречиво описывающих личные качества кандидатов. С чего начнем?
При анализе резюме необходимо обращать внимание не только на название компании и должность, которую занимал кандидат, но и то, как он описывает должностные обязанности. Всегда настораживают формулировки типа «стандартные обязанности такого-то специалиста», например:
В таких формулировках не хватает конкретики, нельзя понять, что именно знает и умеет кандидат. Сколько человек трудилось на предприятии? Вели ли стол военного учета, взаимодействовали ли с миграционной службой? В какой программе велся учет кадров? Или: С 1996 года работаю на должностях главного бухгалтера на предприятиях розничной, оптовой торговли, в бюджетных учреждениях в г. ХХХ. Есть положительный опыт налоговых проверок, проверок КРУ... Ту же бухгалтерию можно вести по ОСНО или УСНО, в крупной компании или мелкой. Участков бухучета может быть больше или меньше в зависимости от профиля компании – оптовая торговля, розница (с кассой), ВЭД и проч. Соискателям я всегда советую в таких случаях указывать сферу деятельности бывшего работодателя. Технарям – перечислять проекты, в которых принимали участие, объекты, которые проектировали или строили. Это не только упрощает работу рекрутера, но и делает резюме более весомым, дает представление о конкретных знаниях соискателя. Также настораживают чрезмерные восхваления собственных достижений на месте работы – возникает вопрос, почему резюме такого замечательного специалиста долгие месяцы висит на работных сайтах? Перечисление обязанностей на одном рабочем месте на две страницы, словно скопированные из учебника по юриспруденции или экономике также характеризует специалиста не с лучшей стороны. В идеале описание опыта работы выглядит так: должность, название компании и специфика ее деятельности, должностные обязанности (не слишком подробно и не словосочетанием), если кандидат занимал руководящую должность – количество подчиненных и зону ответственности. И, наконец, достижения. Такие формулировки, как «оптимизировал работу отдела», «увеличил объем продаж по региону с … до …» указывают на то, что перед нами кандидат, ориентированный на результат, а не на процесс. Особое внимание следует уделять резюме руководителей. Часто это многостраничные документы, в которых подробнейшим образом описаны места работы, достижения, бесчисленные тренинги и проч. Зачастую изобилие цифр («увеличил прибыль в … раз», «объемы производства увеличены в…») перечислена производимая продукция и оборудование, но вот о подчиненных упоминает либо вскользь, либо попросту забывает. Что на выходе? Портрет жесткого, авторитарного руководителя, идущего к намеченной цели и не жалеющий ничего и никого для ее достижения. Как правило, руководители используют в резюме не существительные, а глаголы, причем совершенного вида («добился», «внедрил», «организовал» и т.п). Использование же в резюме существительных («увеличение», «организация») больше свойственно либо исполнителю, либо не слишком удовлетворенному результатами труда кандидату. В практике был случай, когда на собеседование пришел кандидат на вакансию финансового директора. При анализе резюме я обратила внимание, что когда тот описывает свой опыт работы главным бухгалтером в одной из организаций, использует существительные, а при описании опыта работы финансовым директором – только глаголы. Во время переговоров предположение оправдалось: кандидату категорически не нравилась механическая работа, он находил весьма скучным бухучет. Зато как руководитель и финансист он смог профессионально состояться и добиться успеха. Так контент-анализ резюме позволяет сделать массу выводов о личностных качествах и наклонностях соискателей.
Во-первых, кандидат поместил сопроводительное письмо в тело резюме, причем в самую важную его часть – опыт работы. Конкретики нет, стиль изложения поражает безграмотными канцеляризмами и в целом весьма высокопарен. На выходе имеем кандидата с завышенной самооценкой, не желающего подчиняться правилам (не царское это дело – составить нормальное, читаемое резюме!), совершенно не лояльного к hr-специалисту, коли в тексте обращается к первому лицу компании, плохого пиарщика и продажника, так как не может грамотно презентовать самого себя. Не удивительно, что резюме с таким текстом «висит» на работных сайтах уже который месяц… Часто такие же путаные резюме встречаются у главных бухгалтеров, специалистов-технарей, - то есть тех, кто должен обладать структурированным мышлением и любовью к порядку. Я бы не рискнула взять такого кандидата на работу…
Курение - до 10 сигарет в день – Это достижение, которым кандидат гордится? Прикладное экономическое и юридическое образования– грамматическая ошибка, увы, не единственная в тексте. Алкогольных напитков не потребляю, если только это не приятный вечер в окружении прекрасных дам где-нибудь в курортной зоне, не курю вообще, тем более, в окружении прекрасных дам – без комментариев. Причина поиска новой работа такова, что на настоящей работе з.п. до 30000 руб. и нет никаких перспектив – печально. В данном разделе резюме я постараюсь ответить на вопрос Работодателя: Что я получу, взяв на ключевую должность предприятия данного специалиста?И далее список из девяти пунктов, изложенных весьма высокопарным стилем, к примеру: Получите не престарелого руководителя, который уверен в себе до наглости, но имеет за плечами опыт.
Итак, анализ резюме является эффективным инструментом, способствующим поиску нужного специалиста. Очевидные преимущества здесь – возможность «отсеять» неподходящие кандидатуры до переговоров с ними, экономия времени менеджера по персоналу. Анализ резюме также позволяет провести собеседование с кандидатом, уже располагая наиболее подходящей моделью поведения и имея представления о его личных качествах. автор статьи Елена Белова менеджер по подбору персонала Кадрового агентства MainStaff www.hr-portal.ru |