Большинству из нас хотя бы раз в жизни приходилось искать работу и проходить собеседование. Резюме тоже давно стало привычным документом. Пользуясь информацией в интернете, можно составить идеальное резюме и и показать себя с лучшей стороны на собеседовании. Но есть факторы, которые могу всё испортить...
Некоторые из них – всецело зависят от кандидата. На другие повлиять трудно, но можно хотя бы их смягчить. Но для этого об этих факторах нужно знать.
Прежде всего, проблемы могут возникнуть у тех, кто беспорядочен и хаотичен в распространении информации о себе. Они легко «пролетают» мимо хороших должностей и ярких карьерных перспектив. А виной всему – излишняя открытость в соцсетях, «специфические» комментарии и лексика, непрезентабельный вид на фотографиях в соцсетях.
Картина первая. Классическая
Многие кандидаты резонно полагают, что работа – это одно, а имидж в соцсетях – совсем другое, это – их «личная жизнь», которая работодателя «не касается». Естественно, думать так они имеют полное право. Вот только у кадровиков на этот счёт может быть совсем другое мнение. И если его не учитывать, то проигрывает в итоге именно кандидат.
«После проведенной серии собеседований возникла необходимость выбрать между двумя кандидатками. Уже обычной практикой стало посещение страничек кандидатов в социальных сетях, — рассказывает Антон Вакунин, HR-специалист одной из московских компаний. — Могу сказать точно: лучше бы я этого не видел. Одна из девушек, которая вот только полчаса назад сидела передо мной в строгом и деловом костюме, красовалась на фото в откровенном купальнике с бутылкой спиртного и в, мягко говоря, не очень трезвом виде».
Антон говорит, что это далеко не первый случай. Чего только отдел персонала не насмотрелся в соцсетях. «Поймите, я совсем не ханжа, я просто хочу взять на работу человека, который умеет следить за информацией о себе», — делится он впечатлениями.
«Бывают случаи, когда портрет кандидата на собеседовании резко отличается от того, каким он представлен в соцсетях. Такой резкий контраст, как правило, настораживает рекрутеров. Когда вы приступаете к поиску работы, отсмотрите свои профили на ресурсах „Вконтакте», Facebook и т. д. Будьте готовы к тому, что потенциальный работодатель может заинтересоваться их содержимым», — говорит управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен.
Совет: Если Вы не готовы прощаться с жизнью в онлайне даже на время, то проследите хотя бы за тем, чтобы она не противоречила Вашему «рабочему» образу. Или хотя бы на время поиска работы закройте доступ для посторонних к своей страничке.
Картина вторая. Комическая
Неблагозвучная фамилия часто привлекает к себе внимание. Так устроен человек, что любая нелепость бросается в глаза. И, хотя кандидат ни в чём не виноват, порой это снижает его шансы на трудоустройство – особенно в тех случаях, когда должность предполагает постоянное общение с людьми, или если речь идёт публичной позиции (PR-менеджер, менеджер по рекламе, генеральный директор и др.)
«Я нашла резюме одной достойной кандидатки: и опыт, и образование — ну все как на подбор. И лежит эта анкета уже достаточно долго, — говорит Анна, специалист крупного кадрового агентства. — Хотела было уже пригласить на собеседование, но фамилии в анкете нет. Конечно, полезла в базу, и сразу поняла, куда она делась. Действительно, девушке с фамилией Писюхина лишний раз лучше ее не указывать».
Таких случаев много. Логика работодателя понятна: если на работу берётся человек, который будет постоянно контактировать с партнерами или клиентами, нужно понимать, что в каком-то смысле он будет лицом компании. Мало кому хочется, чтобы «лицо компании» вызывало приступы смеха.
Вряд ли работодатель прямо скажет кандидату, что причина – именно в фамилии. Но если в своей повседневной жизни вы сталкиваетесь с насмешками по поводу фамилии или имени, то будьте готовы столкнуться с ними и на работе, а также с неудачами при её поиске.
Совет: Ситуацию вполне можно изменить. Самый радикальный способ – сменить фамилию, закон предусматривает такую возможность не только при заключении брака. То есть, можно сменить фамилию и имя просто так – по собственному желанию.
Если на такой шаг вы не готовы, тоже не стоит отчаиваться. Можно просто взять псевдоним (например, девичью фамилию бабушки, мамы). Можно придумать псевдоним самостоятельно. Эту ситуацию можно обсудить с работодателем – объяснить, что вы понимаете суть проблемы и готовы общаться с клиентами, используя псевдоним. Если ваши профессиональные качества действительно заинтересовали компанию, такой вариант должен всех устроить.
Картина третья. Объемная
Случается также, что причиной отказа работодателя становится внешность. «В нашей практике был случай, когда заказчик не захотел брать на работу полную девушку, которая должна была общаться лицом к лицу с клиентами», — говорят сотрудники компании Adecco Group Russia, занимающейся рекрутингом.
Строго говоря, речь идёт о дискриминации. В развитых странах сам этот факт может обойтись компании весьма дорого. Но на российском рынке труда это вполне типичное явление. Да и наши суды не привыкли к таким делам, чтобы там ни писали в Трудовом кодексе. Но главное – в том, что на самом деле вам нужна работа, а не судебный процесс. Поэтому проще всего использовать стилистические решения, которые позволят создать более позитивный образ.
Совет: Нужно грамотно подобрать стиль, учесть особенности кроя – они должны скрывать недостатки фигуры. При этом вам должно быть комфортно в этой одежде. Полный человек может выглядеть эффектно, ярко и интересно. Во многом это зависит от того, как вы сами себя воспринимаете, поэтому вам потребуется уверенность в себе.
И, конечно, надо помнить, что главный козырь кандидата – это всё-таки его профессионализм. Если какая-то компания всё-таки не хочет брать вас на работу «ни под каким видом» — просто найдите другого работодателя, который будет ценить ваши профессиональные достоинства.
Картина четвертая. Историческая
Ещё один фактор риска – возраст. Причём это касается не только специалистов за сорок, но и тех, кому просто не повезло наткнуться на молодого начальника. «Я уже давно ищу себе в отдел толковых сотрудников. Но минус в том, что я не могу взять на работу подчиненного старше меня. Поскольку мне 28, и я прекрасно понимаю, что сработаться, например, с 40-летним будет очень сложно. Поэтому приходится отказывать», — делится наболевшим Андрей Боровицкий — начальник отдела одного из питерских PR-агентств.
Другая возможная проблема – молодой коллектив. При подборе сотрудников в такую компанию рекрутеры часто стараются брать людей, подходящих по возрасту: предполагается, что им будет легче вписаться в компанию, да и остальным сотрудникам так будет проще. Впрочем, реальность бывает разной: многое зависит от того, как именно ведёт себя человек, насколько он открыт и приветлив, насколько современен или консервативен в своих привычках и манерах. И – насколько сам готов работать рядом с более молодыми коллегами.
Совет: Можно не писать возраст в резюме, тогда будет больше шансов попасть на собеседование. Но на собеседовании возраст уже не скроешь, как ни старайся. В такой ситуации лучше постараться показать, что ваш многолетний опыт «дорогого стоит» — что все эти годы сделали вас отличным профессионалом, нужным компании. И, пожалуй, нужно постараться не выглядеть «ретроградом» на собеседовании, избегать позиции, известной как «вот в наше время....», общаться на равных и приветливо.
Картина пятая. Авангардная
Выпускница одного из творческих вузов Москвы и молодой специалист по архитектуре рассказала о своем первом собеседовании: «Я пришла в офис, одевшись как обычно: джинсы, свитер, легкий творческий беспорядок на голове. Кадровик глянул на меня и единственное, что сказал: „Вы бы хоть причесались“. Эту работу я не получила».
Конечно, далеко не любая должность предполагает строгий дресс-код. И не в каждой компании он принят. Но, согласитесь, обидно не получить работу просто из-за не той надетой на вас «тряпки». Для ряда отраслей дресс-код – как воздух, он воспринимается как естественное явление. В остальных случаях придётся собрать информацию самостоятельно.
Совет: Строгий стиль одежды даже не обсуждается, если вы идёте на собеседование в финансовую компанию – будь то банк или инвестиционный фонд. Тогда это просто необходимость. Кроме того, «костюмный» стиль может сыграть на руку специалистам по работе с клиентами, секретарям. В сфере дизайна, в рекламной и ИТ-отраслях чаще всего можно позволить себе более неформальный внешний вид, но многое зависит от конкретной вакансии.
В остальных случаях нужно собрать информацию о компании, понять, какой стиль одежды там принят. Это легко сделать через интернет: если стандартно одетые персонажи присутствуют даже «в шапке» сайта, вопрос можно считать риторическим. Если достоверной информации найти не удалось, лучше перестраховаться и прийти на собеседование хотя бы без экстравагантных аксессуаров.
Какой вывод можно сделать? Конечно, при поиске работы на исход дела может повлиять любой фактор. Но чем лучше мы представляем себе наши особенности и недостатки, тем выше наши шансы. Поэтому лучше не упускать из вида «мелочи» – порой они могут стоить вам работы.
Источник: