Сообщение о том, что квоты на иностранную рабочую силу в России могут быть отменены, грянуло, как гром среди ясного неба.
До сих пор отчаянные атаки представителей отечественного бизнеса, использующего труд гастарбайтеров и стремящегося умножить их число, успешно отбивались представителями власти. Но вот на круглом столе, посвященном проблемам миграции, директор не очень известной некоммерческой организации "ОПОРА дружбы" Евгений Якубовский неожиданно заявил, что соответствующий пункт предусматривается разработчиками новой Концепции миграционной политики. А среди этих разработчиков – Федеральная миграционная служба, Минздравсоцразвития, а также экспертное сообщество. Как процитировала участников круглого стола "Российская газета", первой вбросившая эту информацию в медийное пространство: "Ликвидация квот позволит легализовать уже имеющихся в России мигрантов и упростит жизнь предпринимателям".
Понятно, что цитировали журналисты представителей "ОПОРА дружбы", лоббирующих интересы определенных деловых кругов и части малого бизнеса. Эти люди считают, что существующий механизм квотирования неповоротлив, он не позволяет хозяйствующим субъектам оперативно принимать решения.
Гастарбайтеры выгодны работодателям, потому что платить им можно меньше, чем российским работникам
Однако большинство мнений, тут же высказанных по этому поводу, выражает совсем иную точку зрения. Так, президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин, подтвердив, что в черновом варианте Концепции миграционной политики" в перспективе предусмотрена и отмена квот на иностранцев, сразу сказал, что он эту идею не одобряет: "С одной стороны, действующий механизм квотирования рынок не регулирует. Но, с другой стороны, не стоит впадать в крайности и отменять квоты. Квота – это регулирующий механизм, и он обязательно должен быть". В противном случае, по мнению Поставнина, может возникнуть серьезное давление на рынок труда вплоть до угрозы национальной безопасности. В качестве примера он привел угрозу массовой экспансии китайских гастарбайтеров на Дальний Восток. "По идее, нужно просто изменить механизм квотирования, сделать его адекватным и главное – не коррупционным", – считает Поставнин.
Еще резче выступили представители официальных профсоюзов. "Привлечение иностранной рабочей силы, – заявил секретарь ФНПР Александр Шершуков, – нужно для того, чтобы платить иностранным работникам зарплату ниже, чем ту, которую необходимо было бы платить российским работникам. Это в чистом виде экономия на оплате труда. Вследствие этого ликвидация квот, а, по сути, открытие российского рынка труда для иностранной рабсилы – это попытка работодателей сбить цену на оплату труда российских работников. Конечно, профсоюзы выступали и будут выступать против этого".
Впрочем, как уверяет ряд журналистов, официального подтверждения озвученных Якубовским планов пока нет. Пресс-службы ФМС, Минздравсоцразвития и правительства, при котором действует комиссия по миграционной политике, никакой информации о возможной отмене квот на привлечение в страну иностранных рабочих сообщить не смогли.
И все же, чем грозит такой вариант развития событий, разумеется, помимо уже отмеченных экспертами изменений на рынке труда?
Не секрет, что, например, в Москве уже сегодня можно услышать недовольные высказывания по поводу использования иностранных рабочих рук. Действительно, кто сегодня убирает наши дворы, строит и ремонтирует дома и улицы, работает в магазинах эконом-класса (и не только в них)? Примеров можно привести еще много, но итог один: гастарбайтеры медленно, но верно заменяют коренных жителей в целом ряде секторов московской экономики. И разговоры о том, что граждане государств СНГ занимаются исключительно той работой, на которую не хотят идти москвичи, уже давно не имеют под собой основания. Есть целый ряд работ, на которые москвичей не берут вообще, и растет список работ, на которые стараются не брать граждан России, как таковых.
Еще раз вспомним слова секретаря ФНПР Шершукова о том, что привлечение гастарбайтеров выгодно работодателям, потому что платить им можно меньше, чем российским работникам. К этому можно добавить, что и условия труда гастарбайтеров могут резко отличаться, разумеется, не в лучшую сторону.
А теперь о том, что существующий механизм квотирования якобы "неповоротлив" и "не позволяет хозяйствующим субъектам оперативно принимать решения".
О каких "оперативных решениях" идет речь? С ходу можно назвать только одно: если иметь возможность завозить в любое время любой количество иностранных рабочих, то можно, не останавливая трудовой процесс, выгнать по первому желанию работодателя тех, с кем надо расплатиться за уже проделанную работу. На их место есть уже готовая замена. Все остальные выгоды – миф.
Официального подтверждения планов отмены квот пока нет
И тогда рабочие из Средней Азии (а, возможно, и из Африки) займут все рабочие места, которые кажутся работодателям приемлемыми для них. В Москве они окончательно вытеснят как жителей ближайших к столице областей, так и таких же гастарбайтеров из Белоруссии, Украины, Молдавии. В других российских городах они оставят без работы местных жителей. И сфера их деятельности будет постоянно расширяться. Уже сейчас в столице они освоили вождение маршрутных такси. Вскоре за этим, если отменить квоты, последует весь городской транспорт. А потом мы можем увидеть их и за рулем той же "Скорой помощи". Кого волнует, что эти люди зачастую не знают города и не умеют толком водить.
Однако это – лишь один аспект проблемы. Если работодатели получат возможность (а она, на самом деле, есть и сейчас) выгнать без расплаты на улицу тысячи людей, мы получим в итоги этнические банды, борющиеся за собственное выживание. И мало нашим городам в таком случае не покажется.
Еще один аспект: приезжие живут в России, ориентируясь на правила и обычаи своей родины. Они прекрасно понимают, что живут здесь временно, и ведут себя в соответствии с этим пониманием. Вы помните фотографии мусульманского праздника, когда многотысячная толпа перекрыла Проспект Мира и близлежащие улицы? А ведь эти люди всего лишь пришли на праздничную молитву в мечеть, которая не смогла вместить, наверное, и десятой части верующих. Уже сейчас требуется иная инфраструктура, чтобы решить проблемы этих людей (а заодно и всех окружающих).
Неужели наши работодатели, желающие привести как можно больше рабочих из других стран, будут решать эти проблемы? И не станем ли мы в итоге в столетний юбилей большевистской революции свидетелями нового общественного катаклизма?
Впрочем, во всей этой истории есть одна замечательная черта: возможность отмены квот пока лишь прописана в некоем черновике неизвестно кем обсуждаемого документа, а все уже спорят и шумят. Может быть, шум и споры заставят авторов странной концепции понять, что в России существуют разные интересы людей разных социальных слоев. И они подумают еще не один раз, что стоит включать в документ, а что нет.
Источник: