Российский рынок веб-разработок оказался, по сути, в кадровой опасности. Молодые специалисты, которые приходят устраиваться на работу, часто предъявляют завышенные требования — они сразу хотят и высокую зарплату, и свободный график и т. п.
Российский рынок веб-разработок оказался, по сути, в кадровой опасности — к такому выводу пришли эксперты, принявшие участие в работе круглого стола «Кадры в Интернете». Там же были представлены результаты одноименного исследования, проведенного WebProfessionals.ru, журналом «Интернет в цифрах», компанией Proactivity и rocID при поддержке РАЭК.
В ходе опроса молодых специалистов и представителей веб-студий исследователи выяснили, что за 2010 год число вакансий в области веб-разработок значительно превысило число резюме молодых специалистов, занимающихся веб-разработками (выпускников вузов). Причем вакансии показали за год рост более чем на 150%, а количество увеличилось лишь на 50%.
Несмотря на то, что спрос превышает предложение, молодые специалисты сталкиваются при трудоустройстве с определенными проблемами. В частности, большинство из них (около 70%) отмечают сложность собеседований в веб-студиях, а также непрозрачность используемых критериев отбора. Подтверждением же проблемной ситуации на рынке молодых веб-разработчиков могут служить другие цифры, приведенные в исследовании. В 2010 году только 12% молодых специалистов нашли постоянную работу по специальности, хотя более 70% веб-студий готовы брать бывших студентов на работу. Но не берут.
Как оказалось, у работодателей к большинству молодых специалистов есть претензии, которые и лежат в основе такого разрыва между спросом и предложением. Как отметили в компании «РБК-Софт», у молодых специалистов, которые приходят устраиваться в компанию после студенческой скамьи, часто бывают завышенные запросы — они хотят сразу и высокую зарплату, и свободный график и т. п. При этом большинству из них не очень интересно работать и учиться — есть только необоснованное желание получать хорошую зарплату. В то же время состоявшиеся специалисты, по мнению сотрудников «РБК-Софт» и компании ADV/web-engineering, на рынке кончились.
По оценке экспертов, такие неадекватные специалисты уходят на сторону — в администраторы, менеджеры, продавцы. Некоторые из них остаются работать на фрилансе. И это, как считают представители компаний, создает проблемы. Дело в том, что на международном рынке костяк сообщества фрилансеров создают состоявшиеся специалисты, а не новички.
Неадекватность запросов молодых специалистов эксперты объясняют тем, что бывшие студенты приходят в компании с фундаментальными знаниями и с нулевым практическим опытом или с неполными фундаментальными знаниями и поверхностным опытом. Поэтому платить им 70–80 тысяч просто не за что. Тем более что они также не желают учиться.
Те немногие студенты, которые еще в вузе смогли себя проявить, моментально попадают под прицел рекрутинговых агентств и собственно компаний. В этой связи проблем с трудоустройством у таких молодых специалистов нет.
Кстати, гораздо сложней приходится небольшим веб-студиям. Дело в том, что как раз к ним приходят устраиваться на работу именно студенты и, как правило, только они, причем все с теми же завышенными запросами. Эксперты отметили также, что у маленьких студий есть еще одна кадровая проблема. Она связана с оценкой веб-разработчиков с узкой специализацией — у маленьких веб-студий просто не хватает компетенции для их правильной оценки.
В такой ситуации выглядит логичным выстраивание отношений с вузами и правильное воспитание студентов. Однако, по словам сотрудников компаний, с вузами в большинстве случаев работать не получается. Причем как с руководством, так и со студентами.
Впрочем, кадровые агентства отмечают, что с вузами работать все же можно, хотя и сложно. Возможно, ситуация вскоре изменится и вузы сами начнут стремиться к сотрудничеству с работодателями по причине демографического провала (в 2006 году в стране было 1 млн 300 тысяч выпускников 11 классов, в 2009 их оказалось меньше 900 тысяч, а в 2012 ожидается только 730 тысяч). То есть в вузах наблюдается недобор студентов и поэтому им предстоит бороться за абитуриентов и использовать в качестве возможного конкурентного преимущества «близость» к работодателю. Наиболее приемлемым вариантом для налаживания работы с вузами «кадровики» называют организацию в них преподавания сотрудниками компаний спецкурсов. Это относится, кстати, и к учебным центрам, занимающимся обучением в области IT.
Правда, сотрудники компаний не считают эту идею хорошей. Как отметили в «РБК-Софт», обучением студентов практическим навыкам должны заниматься практикующие специалисты, у которых и без этого наблюдается постоянный дефицит времени. Поэтому свое участие в образовательном процессе компании видят в помощи вузам или учебным центрам в подготовке необходимых учебных курсов, а также в проведении мастер-классов.
Примечательно, что тяжелая кадровая ситуация сложилась на рынке веб-разработок в столицах и крупных городах. Это заставляет компании двигаться в регионы. Так, «РБК-Софт», например, уже организовала три региональных «цеха» разработчиков, компания Proactivity нацелилась на города с населением 300–400 тысяч человек.
Источник