Этим вопросом задалась компания Microsoft, проведя в своем Технологическом центре веб-семинар «Кадры в Интернете» и собрав вместе представителей ряда компаний-работодателей, учебных центров и кадровых агентств.
Как показало исследование российского рынка веб-разработки, проведенное порталом Webprofessionals.ru, почти 90% опрошенных не удовлетворены качеством работы и уровнем подготовки веб-специалистов. Такой неутешительный показатель заставляет задуматься - а кто такие веб-профессионалы сегодня? Какие требования предъявляют веб-студии к нанимаемым сотрудникам? Насколько эти требования соответствуют ожиданиям заказчиков? Куда пойти учиться и как стать специалистом в области разработки для Web?
Все участники встречи отметили тенденцию к повышению дефицита хороших специалистов: за год число вакансий в ИТ вдвое превысило количество резюме, что для кадровых агентств и работодателей означает, в частности, рост «пустых» собеседований, когда «претендент» приходит просто поговорить. Однако, если на текущем месте работы все хорошо сейчас, то такого претендента может заинтересовать смена применений своих способностей или рост внутри проекта. Деньги, по мнению участников семинара, уже не превалирующий мотив — в ряде случаев решающим при выборе новой работы становится наличие просторного офиса с местами для отдыха, свободный режим и т. п., но вместе с тем 79% молодых специалистов готовы сейчас работать за «серую» зарплату.
Возвращаясь к собеседованию, 69% считают, что пройти его сложно, причем 60% не понимают критериев отбора, хотя, как ни странно, они, по мнению Алексея Персианова, главы компании ADV, весьма просты и очевидны — компании готовы нанимать менее квалифицированных, но более адекватных людей. Наиболее востребованы же сейчас, полагает он, специалисты по управлению проектами. А в целом работодатели предпочитают специалистов, имеющих опыт от года до трех лет работы на одной должности и одном месте — это полуфабрикат, который можно вырастить потом под себя.
Учитывая дефицит на рынке квалифицированных кадров, 70% работодателей, согласно опросу, готовы нанимать молодежь еще со студенческой скамьи, хотя на семинаре было высказано мнение, что выпускников, начавших работать еще в пору студенчества, на работу лучше не брать — они могли не получить всего необходимого объема фундаментальных знаний. Правда, данное утверждение сразу вызвало новые вопросы: чему и как учат сегодня вузы? Как выпускнику найти нужный курс для получения более узкой и глубокой специализации, чем была получена в вузе? В идеале требуется кусок из одного курса, часть из другого — слушать все целиком дорого и нет времени. Как бы то ни было, компании сегодня охотно берут стажеров на малые деньги, правда, на таких условиях готовы работать очень немногие студенты. Мало того, участники семинара отметили, что выпускники, особенно в столицах, вообще не горят желанием работать. Возможный выход — это приглашать сотрудников из регионов, однако все участники семинара обратили внимание на высокие риски того, что у приезжего возможны трудности с адаптацией в условиях столиц, да и зарплатные ожидания у него, по понятным причинам, выше, чем у местных претендентов.
Другой вопрос, поднятый на семинаре, — взаимодействие вузов и учебных центров с работодателями. Например, оказывается, центры часто заманивают слушателей сертификатами, о которых мало кто из работодателей знает. Кроме того, в подавляющем большинстве российских вузов сегодня нет структур, отвечающих за трудоустройство выпускников, есть центры карьеры, но работают они формально. При этом демографическая яма, куда попала сегодня страна, и потуги регулятора упорядочить отечественную систему образования, ставят вузы перед недобором студентов, что в свою очередь может привести к закрытию учебного заведения.
С другой стороны, как отметили участники встречи, обычно «звезд» и «звездочек» из числа студентов представители работодателей отбирают после первых же сессий, и проблем с трудоустройством у них не возникает. Тем не менее требуется более тесное взаимодействие учебных центров, вузов и работодателей — нужно проводить не абстрактные лабораторные работы, а вести реальные проекты и мастер-классы профессионалов, но все это — на фоне фундаментальных обзорных курсов по стандартам, методам и архитектурам. Однако скептики заметили, что потенциальные слушатели сегодня не зарабатывают столько, чтобы учиться, а специалисты не получают столько, чтобы преподавать.
Итак, коллективное мнение участников семинара «Кадры в Интернете» свелось к тому, что хорошие кадры дорожают, на рынке труда сегодня закончились профессионалы, причем не видно полноценных источников пополнения.
Источник