Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, с мошенничеством в процессе поиска работы сталкивался каждый второй экономически активный житель страны. При этом чаще всего россияне жалуются на липовые кадровые агентства и представителей сетевого маркетинга.
Платное предоставление вакансий или оформление трудовой книжки, обещания быстрого карьерного роста при условии, что соискатель приобретет у фирмы её продукцию, - всё это уловки мошенников, орудующих на рынке трудоустройства.
Судя по данным нашего опроса, попадать в подобные ситуации приходилось каждому второму россиянину (50%). При этом некоторые попадались на улочку лжеработодателей не один раз. «Таких компаний масса! Хочется вести чёрный список и выкладывать жалобы в интернете, чтобы люди не попадались на крючок и чтобы эти организации не существовали!»; «Особенно работа на дому - сплошной лохотрон», - возмущаются респонденты.
На уловки мошенников чаще попадаются мужчины (52% против 48% среди женщин). Кроме того, с недобросовестными работодателями чаще сталкиваются респонденты старше 45 лет (55%) и опрошенные с ежемесячным окладом менее 25 тысяч рублей (52%). Среди самых распространённых вариантов мошенничества лидирует вымогательство денежных средств за разного рода услуги. С таким видом обмана столкнулись более четверти россиян, признавшихся, что им приходилось иметь дело с мошенниками (26%): «Агентства по поиску работы пытались брать деньги, не предоставляя конкретной информации о работодателе»; «Заплатил деньги за поиск работы, обещали найти в течение месяца. Через месяц пришел - ничего».
На представителей сетевого маркетинга жалуется 21% россиян, когда-либо попадавшихся на уловки мошенников: «Под видом собеседования уговаривают соискателей приобрести какую-нибудь «панацею» для себя и родственников». Стоит отметить, что мошенничеством россияне (19%) считают даже неполную информацию о вакансии или компании-работодателе. «Описание вакансий не соответствовало действительности», - сетуют соискатели.
У 12% респондентов при приёме на работу требовали деньги - «на развитие организации», «за оформление счёта, на который будет переводиться зарплата» и т. д., а каждому десятому соискателю, столкнувшемуся с мошенниками (10%), предлагали пройти платное обучение. С предложением отправить платные смс-сообщения, чтобы получить подробную информацию о вакансии, а также с выставлением работодателями несуществующих вакансий сталкивались по 4% респондентов.
С другими видами обмана сталкивались 18% соискателей: «На сайтах в интернете просят указать номер телефона, а затем с номера исчезают деньги»; «Собирают копии документов, а при отказе в приёме на работу копии не возвращают, а там личные данные»; «Работодатели, приглашая на собеседование, устраивают мозговые штурмы, то есть занимаются выкачиванием идей».
Источник