В отсутствие в РФ ясной миграционной политики в правительстве разразился спор о пользе квотирования иностранной рабочей силы. Федеральная миграционная служба (ФМС) выступила за отмену механизма квотирования трудовых мигрантов. А в Минздравсоцразвития требуют сохранить механизм квот.
Эксперты «НГ» обращают внимание на то, что работодателям часто выгоден режим «крепостного права» для гастарбайтеров – он помогает держать зарплаты на низком уровне. В итоге проблему нелегальной трудовой миграции квоты не решают, но они, похоже, остаются меньшим из возможных зол. Нынешние инструменты контроля за потоками иностранной рабочей силы неэффективны. Но и приемлемой альтернативы для них не найдено. Такой вывод можно сделать из спора между ФМС и Минздравсоцразвития.
В среду, 11 мая, Минздравсоцразвития призвало не впадать в крайности в отношении гастарбайтеров. Оно выступило против как чрезмерного ужесточения квотирования иностранной рабочей силы, так и против полной отмены квот. Замглавы Минздравсоцразития Максим Топилин заявил, что в России в этих вопросах нужен сбалансированный подход: «Надо найти баланс между тем, чтобы и российских граждан обеспечить занятостью, и чтобы не было нелегальной иностранной занятости».
Топилин напомнил, что к российским гражданам относятся и жители Северного Кавказа. На Северном Кавказе сейчас насчитывается 300 тыс. безработных, сообщил замминистра, и этих безработных надо где-то трудоустраивать. Однако далеко не все субъекты РФ безболезненно привлекают рабочую силу с Северного Кавказа – бывает, что работодатели сопротивляются, посетовал Топилин. Именно российские граждане, а также «граждане тех стран, с которыми подписаны особые соглашения», должны быть в приоритете при трудоустройстве, а не иностранные работники – указывают в Минздравсоцразвития. Иностранную рабочую силу надо привлекать тогда, когда недостаточно внутренних резервов. В то же время Россия, по уточнению Топилина, вовсе не против прибытия иностранных работников. Для высококвалифицированных специалистов из-за рубежа в РФ созданы максимально благоприятные условия, все ограничения сняты, это и есть пример «сбалансированного подхода».
Заявления Топилина стали своеобразным ответом на проект концепции миграционной политики РФ на 2012–2025 годы, который обнародовала месяц назад ФМС. Сценарии миграционной политики предполагают в том числе и полный отказ от квотирования иностранной рабочей силы, а также разрешений на временное проживание мигрантов. По данным ФМС, в РФ сейчас активно прибывают из стран Центральной Азии низкоквалифицированные работники, из Китая и Украины – квалифицированные, из Германии, Великобритании, США и Франции – высококвалифицированные. И, как пояснил глава ФМС Константин Ромодановский, механизм квотирования иностранной рабочей силы сегодня стал рудиментом, он негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Это «ситуационный бизнес», он не может заранее – за девять месяцев до реализации – определить, сколько ему необходимо иностранных работников. Потому и поданные от предприятий заявки на трудовых мигрантов порой слишком далеки от реальной потребности. То мигрантов предприятиям требуется больше, чем было получено квот, и дополнительный набор легальных иностранных работников невозможен. То работников в реальности требуется меньше, чем ожидалось. И тогда бизнес обвиняют в неоправданных запросах и преувеличении необходимого миграционного притока. В связи с этим механизм квотирования часто становится лишней бюрократической процедурой.
Между тем в Минздравсоцразвития «НГ» вчера пояснили: «Квоты выделяются для каждого региона в отдельности. Поэтому в случае отмены квотирования вполне возможно, что трудовые мигранты отправятся только в те места, где уровень заработных плат высокий (например, в Москву), или в стратегически важные для государства приграничные территории». В ведомстве уверены, что при правильном планировании предприятиями своей деятельности никаких проблем с получением квот не возникает.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом согласились с позицией Минздравсоцразвития. Точнее – с аргументами чиновников о том, что нельзя делать потоки мигрантов в страну полностью бесконтрольными. При этом эксперты призывают сделать акцент на конкретных экономических приоритетах. «Если в регионе очевиден рост инвестиций, то ограничивать приток рабочей силы просто бессмысленно», – замечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Задача государства – выступать разумным регулятором миграционной политики», – соглашается зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислав Капканов.
Эксперты также обратили внимание на то, что на самом деле пока что активнее всего в Россию приезжают вовсе не высококлассные специалисты из Европы, которые – как надеются чиновники – построят в стране инновационный бизнес, а неквалифицированные работники из Центральной Азии и ближнего зарубежья, готовые работать в условиях, крайне непривлекательных для самих россиян. При этом многие работодатели фактически создают новое «крепостное право»: мигранты выполняют за гроши всю черную работу, причем очень часто качество их работы оставляет желать лучшего. Изменить эту ситуацию можно, создав такие условия труда и обеспечив работникам такую зарплату, при которых некоторые вакантные места станут привлекательными и для россиян. Пока же это не сделано, квотирование иностранной рабочей силы не отменит проблему нелегальной трудовой миграции. Квоты – пожалуй, меньшее из возможных зол, однако и они не решают всех проблем. Ведь сегодня, напоминают эксперты, доля нелегальных мигрантов практически сопоставима с объемом официальных квот.
Источник Независимая газета