Павел Данилин,
политолог, член «Деловой России», шеф-редактор портала Kreml.org
Поправки в трудовое законодательство, предложенные в этом году Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рынку труда и кадровым стратегиям, были неверно интерпретированы большинством СМИ, которые сразу заговорили о внедрении обязательной 60-часовой рабочей неделе и чуть ли не о новом крепостном праве. Однако внимательное изучение предложений приводит совсем к иным выводам. Фактически представители комитета выступили на стороне работников.
Обсуждающиеся сейчас поправки предлагают перенос центра тяжести от запретительных и директивных норм Трудового кодекса к прямым договоренностям между работником и работодателем. Поэтому, кстати, представители целого ряда профсоюзных организаций с энтузиазмом восприняли идею Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям и уже включились в дискуссию о необходимости совершенствования Трудового кодекса, его приведения в соответствие с нуждами современной экономики.
Тут же выяснилось, что, когда представители комитета выступили со своими поправками, многие СМИ их банально извратили. Откуда взялась, к примеру, идея о предложении ввести 60-часовую рабочую неделю? Это произошло от незнания действующих норм ТК, в которых черным по белому написано, что допускается работа по совместительству в течение половины обычного рабочего графика. То есть в течение 4 часов в день, что в совокупности с 40-часовой рабочей неделей и дает искомые 60 часов.
Повторюсь: рабочая неделя в 60 часов уже закреплена в существующем на сегодня трудовом законодательстве. Вдобавок там же есть и ограничительная норма (ст. 60.1), прямо запрещающая сотрудникам заниматься совместительством по основной профессии на своем же предприятии. Это значит, например, что штукатур не имеет права подрабатывать по специальности в своей же компании вне рабочего графика, а вынужден искать приработок на стороне. Понятно, что это ограничение массово нарушается, и представители профильного комитета РСПП предложили убрать барьеры на пути у «внутреннего совместительства» по желанию рабочих.
Среди других предложений, выгодных работникам, - введение почасового минимального размера оплаты труда. Эта новация закрывает сразу множество вопросов о том, как рассчитывать плату за то же совместительство, переработку и ненормированный график, поскольку основной единицей подсчета становится не рабочий день, а часы работы.
И, напротив, предложено усиление регулирования для такой сферы трудовых отношений, как «заемный труд» в частных агентствах занятости (ЧАЗ). На сегодня в крупных городах они представляют собой проблему поистине гигантского масштаба. Зачастую используя дармовой труд гастарбайтеров, ЧАЗы создают недобросовестную конкуренцию на рынке, отнимая места у местного населения. При этом услугами ЧАЗов нелегально пользуются сотни тысяч граждан. Регулирование деятельности частных агентств занятости позволит усилить их ответственность перед клиентами и, главное, вывести этот грандиозный сектор экономики из тени.
Парадоксально, но из всего этого следует, что Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям - часть своего рода профсоюза олигархов - сегодня отстаивает левые идеи. По крайней мере левые в общепринятом, западноевропейском понимании этого слова. Напротив, ему противостоят некоторые консервативно настроенные деятели «старого» профсоюзного движения, стремящиеся заморозить Трудовой кодекс в виде, отвечающем нуждам даже не прошлого десятилетия, а прошлого столетия.
В современном, мобильном обществе, в условиях модернизации экономики Трудовой кодекс в его нынешнем виде является анахронизмом. Его во многом советская сущность, склонность к запретам и чрезмерному регулированию, не позволяет усилить мобильность рабочих, не дает ни трудящимся, ни их профессиональным союзам в полной мере распоряжаться своими способностями и выступать на рынке труда как полноценные субъекты. Наконец, будем откровенны, действующий ТК только стимулирует незаконные методы, к которым прибегают работодатели. В результате это ведет к нарушению прав трудящихся.
Многие российские профсоюзные организации это давно поняли. На днях представитель руководства Союза профсоюзов России обратился с письмом к президенту РСПП Александру Шохину, в котором выступил с поддержкой идеи либерализации трудовых отношений, а также существенного усиления договорных основ в законодательстве о труде. Конечно, при условии, что законодательство будет разрабатываться в рамках широкого общественного консенсуса, с участием и работодателей, и профсоюзов. Похоже, что РСПП в целом и Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям в частности на это согласны. А значит, лед тронулся.
Источник Комсомольская правда