В ближайшие годы число вузов страны сократится в разы из-за уменьшения числа потенциальных абитуриентов. Но работодатели не ждут от этого процесса ничего хорошего.
Потенциальных абитуриентов стало вдвое меньше и 1,3 тыс. вузов с 2 тыс. филиалов России объективно не нужны. Какая их часть «пойдет под нож», неизвестно, но речь может идти о сокращении в разы: по словам главы Минобразования Андрея Фурсенко, лидеров качественного высшего образования в России около 50, еще 100–150 вузов имеют в этом плане «хороший потенциал». В любом случае, рынок образовательных услуг ожидает серьезный передел.
Избыток белых воротничков.
Механизм реорганизации запущен – с 2011 года изменилась процедура лицензирования. Теперь можно изъять лицензию у вуза по суду за нарушение норм (в том числе норм набора), а также критериев качества, которые Минобразования собирается повысить. В ведомстве надеются, что все пройдет органично и, кому не хватит абитуриентов, уйдут с рынка сами.
По мнению ректора Российского нового университета (РосНОУ) Владимира Зернова, сегодня может оказаться невостребованной как минимум половина вузов. «Все те заведения, которые готовят некачественных специалистов, – говорит он. – Но это в том случае, если мы будем оценивать вузы по гамбургскому счету: отвечает вуз потребностям постиндустриальной экономики или он просто фабрика по выдаче дипломов. Современный качественный вуз должен быть инновационным, а у нас не больше четверти вузов занимаются инновациями».
Сокращение вузов должно оздоровить образовательную систему: примеров областей, где наблюдается избыток специалистов с высшим образованием, бесконечное множество. Наименее востребованными являются те специальности, которые были широко популярны среди абитуриентов последнее десятилетие. «Самый яркий пример – подготовка юристов на бюджетной основе, – продолжает Владимир Зернов. – Все руководство страны об этом говорит, включая президента, премьера, министра. Но если взять любой вуз по соседству с нами, который готовит коммунальщиков, пищевых технологов и так далее, то кто у них на первом месте? Юридический факультет. И количество бюджетных мест на этом факультете не только сравнимо с числом студентов на юридическом факультете МГУ, но часто даже его превышает». При этом целый ряд технических специальностей в инженерной, производственной, строительной сферах долго оставался без внимания как абитуриентов, так и коммерческих и государственных организаций. В результате популярность этих профессий по сравнению с советским временем упала, и в настоящее время наблюдается острый дефицит таких кадров на рынке.
Иммунитет.
Для «лишних» сценариев развития немного. Проще всего – перепрофилирование или варианты слияний, в процессе которого вуз становится частью другого, более сильного, известного заведения, принимая его брэнд.
Список тех, кто точно выживет, есть. В 2009–2010 годах правительство уже раздало ряду вузов «иммунитет», признав их «национальными исследовательскими». Статус дается сроком на 10 лет и позволяет не только забыть на это время о возможной ликвидации, но и получать дополнительные средства из федерального бюджета, причем немаленькие. Так, за два года национальные исследовательские университеты получили 12,1 млрд рублей. В 2011 году предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 10,7 млрд рублей. С учетом того, что таких вузов пока выбрано 29 (два вуза получили этот статус без конкурса, после первого конкурсного отбора в 2009 году из 110 университетов было выбрано 12, после второго в 2010-м – из 128 выбрали 15), то в 2011-м каждый из них получит более $1 млн.
Можно сказать наверняка: эти вузы, пользуясь своим статусом, займутся спасением-поглощением других институтов и университетов. Что, как минимум, позволит им увеличить количество помещений и расширить преподавательский состав. Процесс уже начался, например, СПбГУ ИТМО в начале июня объявил о присоединении Санкт-Петербургского университета низкотемпературных и пищевых технологий. Однако положительно этот процесс расценивают не все.
«Поглощение вузов, которые останутся за бортом, более эффективными вузами – не лучшее решение, – считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. – Я предпочел бы постепенное закрытие неэффективных вузов – сценарий, в котором плохие вузы полностью прекращают набор, а их сегодняшние студенты доучиваются в других вузах».
При этом расформирование вуза с точки зрения трудоустройства преподавательского состава, которым часто пугают противники сокращений, по мнению экспертов, проблем вызвать не должно. Есть ряд категорий, где трудоустроиться можно только на начальные позиции, но в целом преподавателю работу найти несложно, особенно если он имеет не только преподавательский опыт, но и применял свои теоретические знания на практике. «В России отмечается нехватка преподавательского состава как в средних, так и в высших учебных заведениях, – говорит Светлана Яковлева, руководитель макрорегиона «Северо-Запад» компании «Анкор». – Поэтому проблем с трудоустройством преподавателей быть не должно. Однако, как и в любой другой области, большое значение имеют профессиональные качества и опыт соискателей».
Эксперты также говорят, что надо быть готовыми: избавиться от всех неэффективных вузов не удастся. Без боя они не сдадутся – борьба будет идти за каждого студента, и можно ожидать серьезных маркетинговых кампаний. Тем более, есть услуга, которую они предоставляют в дополнение к образованию, – бесплатная отсрочка от армии. «Объемы сокращения вузов будут зависеть от того, отменят призыв или нет, – отмечает Сергей Гуриев. – Без отмены призыва бессмысленно вести разговор о невостребованности некачественного образования. Каждый вуз, который может предоставить отсрочку, найдет своего студента. Если эти студенты не смогут платить много денег, то подобные вузы сэкономят на качестве образования еще больше, но уходить с рынка не будут – ведь защита от армии по-прежнему будет пользоваться спросом».
Нанимателям реформа не нравится.
По мнению нанимателей, если количество вузов существенно и не сократится, то ничего плохого в этом не будет. Студент вуза – особая категория, на которую ориентируются многие работодатели, а сокращение их числа может вызвать повышение зарплатных ожиданий. «В большинстве компаний есть вакансии для молодых специалистов и студентов, из которых в будущем вырастают менеджеры, – говорит Елена Фролова, представитель компании Adecco. – Для некоторых должностей высшее образование обязательно, в частности, это актуально для финансовой сферы. Если число соискателей с высшим образованием уменьшится, то работодателям или придется снижать свои требования и начинать рассматривать кандидатов без высшего образования, или удовлетворять возможные более высокие зарплатные ожидания соискателей в условиях возросшей конкуренции».
По мнению Ольги Ворошиловой, партнера компании Cornerstone, высшее образование, вне зависимости от того, получено оно в МГУ или в каком-нибудь негосударственном небольшом институте, идет будущему специалисту только на пользу: расширяет кругозор, обогащает личность, учит общим положениям выбранной специальности. «При этом люди с дипломами не самых выдающихся учебных заведений в условиях нынешнего рынка вполне могут найти себе применение. Хотя понятно, что на топовые руководящие позиции попасть в таком случае сложно, – говорит она. – Нам как рекрутинговой компании слухи о грядущей реформе образования сложно расценить как положительные».
Кто именно окажется в числе лишних в области подготовки специалистов по финансам, пока оценить никто не берется. Проще оценить, кого бы работодатели предпочли видеть в числе выживших. «В качестве потенциальных сотрудников нам интересны выпускники таких вузов, как Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет им. Плеханова, Государственный университет – Высшая школа экономики, МЭСИ, МГТУ, МГУ, – говорит Улан Илишкин, заместитель председателя правления Росбанка. – Но, должен заметить, что степень подготовки российских студентов не всегда соответствует их зарплатным ожиданиям и амбициям».
Представители финансовой сферы также говорят о том, что сокращение количества вовсе не означает переход на новую ступень качества. Проблемы подготовки специалистов, например финансовой сферы, у всех одинаковы вне зависимости от вуза и его статуса и престижности. «Работая с выпускниками различных вузов, мы сталкиваемся с идентичными проблемами, – делится Ева Викентьева, начальник службы персонала СБ Банка. – У молодых специалистов недостаточно сформирован уровень профессиональной квалификации, узкое представление о профессии, неготовность к практической работе. Также они имеют только начальное представление о том, как функционирует банковская система в целом и банк как бизнес-единица».
По мнению эксперта, сокращение числа вузов существенно не повлияет на сложившуюся ситуацию, так как образовательный стандарт, по которому работают вузы, универсален. Более эффективным было бы усилить образование в области практической подготовки.
Источник Финанс