Сергей Короткевич,
блогер
Всемирно известная социальная сеть LinkedIn, ресурс для карьеристов и простых трудящихся, решивших обозначить свой профессиональный статус в Интернете, на днях обзавёлся русским интерфейсом. В этом поступке большинство экспертов уже успело увидеть желание завоевать заморской компанией непростой российский рынок, который давно поделили местные клоны типа «МоегоКруга» и «Профессионалов.Ру».
Попутно некоторые отмечают бессмысленность этой затеи. Мол, настоящей целевой аудитории сервиса, так называемым карьеристам, заточенным под Запад - все эти языковые упрощения, не особенно-то и нужны. Ведь язык они и так должны знать.
В принципе логично. Только если руководствоваться такой логикой, далеко можно зайти. Если пойти ещё дальше и подумать - шибко умным светиться в Интернете, тоже нету острой необходимости. На то они и умные, чтобы без интернета быть нарасхват. На самом деле, приход LinkedIn на непростой российский рынок - вполне прогнозированное событие. Месяц назад эта американская соцсеть сорвала куш на Нью-Йоркской фондовой бирже, собрав 9 миллиардов долларов инвестиций. Надо сказать, немыслимая сумма - даже для лидирующего в своей нише ресурса, но со спорной монетизацией.
Понятно, что сложно много зарабатывать на соцсети, пользователи которой не проводят в ней много времени. Просто она так устроена. Аккаунты на сайтах такого рода почти всегда статичны. Массовый пользователь у сети, на которого принято опираться - нестабилен. Найдёт себе тёплое местечко в какой-нибудь компании - и вспоминай потом в LinkedIn, как звали. Надобность заходить на ресурс у таких кадров быстро пропадает.
Но деньги, вложенные в развитие соцсети, всё равно подтверждать как-то нужно. Зря, что ли на IPO выходили раньше основных «социальных» игроков. Вот они и устремили свои взоры в сторону других рынков. Пока представители LinkedIn не развернули в нашем регионе масштабную работу по окучиванию обитателей Рунета (читай - восприимчивых Global Russians, толком ещё не отошедших от аналогичного окучивания в Facebook). По идее, это должно произойти осенью. А мы тем временем, пока не началось, попытаемся уподобиться соцмедийным нигилистам и напишем о практической бессмысленности всего этого предприятия с LinkedIn и малой полезности «работных» соцресурсов в целом.
В Рунете таких сайтов всегда будут сдерживать стереотипы, которые действуются в отношении многих «работных» сайтов. И возникают проблемы сразу с обоих сторон: и с пользовательской, и с корпоративной. За пять с лишним лет пользователи привыкли к досуговой роли социальных сетей. Поэтому вот так сразу перестроиться и начать использовать их для конструктивной работы будет непросто.
В свою очередь, для самих компаний плюсы соцсетей тоже неочевидны. Большинство корпораций занимаются методичным ущемлением соцмедийных прав своих сотрудников: согласно недавним опросам, 63% российских компаний запрещают использовать соц.сети на рабочем месте. И после всего этого, прикажете представителям таких компаний брать свои слова обратно и идти с ними на сотрудничество? Инновации, конечно важны, но выставлять себя в непонятном свете никто не будет. А ведь LinkedIn и его клоны делают основную ставку именно на корпоративный сегмент.
С другой стороны, некоторые особо продвинутые компании где-нибудь на презентациях или конференциях постоянно муссируют идею интеграции таких специализированных социальных сервисов с кадровыми службами. Предпосылки к этому все имеются. Частично кадровая работа давно ушла в Сеть. Собственно, покупка «Яндексом» сервиса «МойКруг» - это и есть интеграция «под свои кадровые нужды».
Более активный приход на рынок таких соцсетей в идеале мог бы заменить привычный механизм рекрутинговой работы в Интернете. Зачем читать и разбираться в непонятно как и кем написанных резюме, если можно заглянуть в профиль соискателя в соцсети? И в совсем уж отдалённой перспективе - зачем вообще держать большие штаты по подбору персонала, если можно почти всю эту работу доверить соцсетям?
Ничего не скажешь - разумно, прогрессивно. Как говорится, в теории мы все сильны. Но на практике возникает целый ряд объективных сложностей. На деле, нет принципиальной разницы в том, будет использовать в своём продвижении соискатель новые или старые способы. Взаимодействие соцсетей и кадров в идеале должно снять с этого процесса налёт официоза. Но по понятным причинам сделать этого не может.
Всё равно информацию, размещаемую на таких ресурсах, большинство пользователей будут всеми силами фильтровать и обелять. А значит, практическую пользу из всего этого при всём желании извлечь трудно. Конечно, кроме имиджевого эффекта. Типа, смотрите, какие мы крутые и продвинутые, social-media технологии используем. Сейчас многие компании идут на такие эффекты ради имиджа.
Однако в кадровых целях гораздо удобнее использовать традиционные соцсети, да и так просто отслеживать поведение сотрудников через них – намного эффективнее. В них люди гораздо охотнее готовы про себя рассказывать. Хотя пользователи традиционных социалок постепенно отходят от практики методичного обнажения и неприличного открытия всему миру. Начавшись на Западе, медленно, но верно, этот процесс становится актуальным и у нас. Впрочем, это уже совсем другая история, и она еще далека от завершения.
Поэтому, предвидя тренд и осознавая свои перспективы, в эти кадровые разборки уже пытаются вклиниться большие соцсети. Правда, это у них пока не очень получается. Так, вездесущий Facebook активно начал развивать своё приложение BranchOut, которое повторяет функционал LinkedIn. На данный момент сервису с ежемесячной активной аудиторией в несколько сотен тысяч человек не хватает более агрессивной раскрутки. Правда, после того как ресурс выбил для себя инвестиции в размере 18 миллионов долларов, ситуация явно должна измениться в лучшую сторону. Пока же сервис для трудяг, имеющий столь солидного союзника, по популярности не может даже сравниться с многочисленными российскими конкурентами LinkedIn.
Похожая история у создателя «Вконтакте» Павла Дурова с его кадровым проектом «ВШтате». Совокупные количественные показатели у сервиса хорошие – более миллиона зарегистрированных пользователей. Реальная же посещаемость, да и вообще уровень заметности на рынке – значительно ниже.
Возвращаясь к LinkedIn – у этого сайта есть одно большое преимущество. Он первый в своей нише, с которой его согнать, будет уже сложно. Ресурсу удалось подмять под себя практически весь рынок и стать заметным в США. Как будет в России? Посмотрим...
Источник Вебпланета