Впечатленные удачным IPO LinkedIn, британские инвесторы вложились в российскую деловую социальную сеть «Профессионалы.ру». Эта компания обещает перенести западный опыт на отечественный рынок.
«В мире наблюдается феноменальный всплеск интереса к деловым соцсетям. «Профессионалы.ру» — один из немногих сильных локальных проектов»,— говорит Фредерик Хофман, партнер британского инвестиционного фонда Open Capital. В конце мая за $2,5 млн он купил миноритарную долю в российской деловой социальной сети «Профессионалы.ру». Контрольный пакет остался у продюсерского центра «Биграф».
Интерес инвесторов к профессиональным соцсетям возник после удачного IPO LinkedIn, которое прошло на Нью-Йоркской фондовой бирже в начале мая. За первые дни после размещения капитализация компании увеличилась с $3 млрд до $9 млрд. Казалось бы, Facebook, объединяющий более 700 млн людей по всему миру, не оставляет шансов конкурентам. Но он предназначен в первую очередь для общения с друзьями и знакомыми. LinkedIn сделал ставку на налаживание деловых связей и сумел создать уникальную бизнес-модель.
Традиционно социальные сети зарабатывают на рекламе и продаже платных аккаунтов. У LinkedIn существует третья статья доходов: 36% выручки ($250 млн в 2010 году) принесли рекрутинговые агентства и HR-службы крупных компаний. Соцсеть предоставляет им дополнительные сервисы: отбор кандидатов из 100 млн своих пользователей, получение рекомендаций и даже интернет-собеседования. Сейчас через LinkedIn ищут себе сотрудников Microsoft, eBay, Wal-Mart, L'Oreal и Netflix. По данным рекрутинговой компании Avature, около 15% менеджеров высшего и среднего звена в США сменили работу благодаря LinkedIn.
В России насчитывается несколько десятков социальных сетей, объединяющих представителей разных профессий: медиков, программистов, музыкантов и т.п. Но универсальных соцсетей только три: E-xecutive, «Мой круг» и «Профессионалы.ру». Готовы ли компании платить им за рекрутинговые услуги? По данным «TNS Россия», доля руководителей среди посетителей E-xecutive в среднем в полтора раза выше, чем на сайтах ведущих деловых СМИ. Но при этом в сообществе зарегистрировано 250 тыс. человек, и, по расчетам СФ, аудитория растет всего на 10% в год. Компания зарабатывает в основном на рекламе.
Аудитория сети «Мой круг», владельцем которой является «Яндекс», насчитывает 2 млн пользователей. Но монетизировать их компания не спешит. «У нас нет задачи полностью окупать себя,— признается Александр Пятигорский, руководитель сервиса «Мой круг».— «Яндекс» зарабатывает за счет контекстной рекламы, а сервисы привлекают на портал аудиторию».
За два года «Профессионалы.ру» собрали 1,9 млн пользователей. CEO «Профессионалы.ру» Дмитрий Ситников рассчитывает, что к концу года их количество увеличится до 3 млн, а к 2015-му — до 12 млн. Участники рынка оценивают оборот сети в $1 млн в 2010 году. 80% денег «Профессионалам.ру» дает реклама, 20% — продажа аккаунтов. Но в ближайший год, так же как и LinkedIn, российская сеть намерена запустить рекрутинговые сервисы. К слову, «Профессионалы.ру» были замечены в копировании не только идей, но даже дизайна LinkedIn. В конце 2008 года американская сеть привлекла эпигона к суду, после чего дизайн стал отличаться.
«Пока HR-специалистам очень сложно искать в социальных сетях людей — эта работа требует много времени»,— считает Тимур Иосебашвили, руководитель портала по поиску работы Joblist.ru. Его коллега, президент компании HeadHunter Юрий Вировец, убежден, что искать невысокооплачиваемых специалистов рекрутеры по-прежнему будут на специализированных интернет-сайтах вроде HeadHunter или SuperJob. Однако профессиональная социальная сеть может стать хорошей площадкой для поиска топ-менеджеров, когда компания хочет собрать максимальное количество информации о потенциальном работнике.
Источник