Правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках к закону о госслужбе, предусматривающих особый порядок оплаты труда чиновников. Согласно документу, для некоторых категорий чиновников зарплата будет зависеть от «показателей результативности профессиональной деятельности».
Что именно будет считаться результативными показателями, и какие госслужащие окажутся достойны особых зарплат, должен решать руководитель ведомства, где трудятся чиновники.
Максим Акимов, вице-губернатор Калужской области:
— За результат всегда отвечает лидер команды. Именно поэтому ему нужно дать полную свободу распределять вознаграждение между своими сотрудниками в соответствии с эффективностью их труда. Я убежден, что какая-то переменная часть зарплаты, безусловно, должна быть. Она будет служить стимулом для чиновников. Надо как можно скорее избавиться от дурацкого советского наследия, когда премия воспринимается как обязательная составляющая зарплаты, хотя на самом деле это экстраопция. Она выплачивается только тем, кто завершил выдающийся проект, предложил классную идею, костьми лег на работе и т. д. У нас сейчас одинаковую зарплату получают и те, кто уходит домой в шесть часов вечера, и те несколько человек, на которых держится весь массив работы. Уравниловка — главная беда системы госслужбы. Понятно, что для предотвращения коррупции чиновникам надо много платить, но не всем. А кому именно, должен решить руководитель учреждения, с которого и будет спрос за результат. Государственному HR катастрофически не хватает гибкости, он настолько консервативен, что уже загнивает. Для того чтобы я мог принять на работу главного специалиста, он должен состоять в кадровом резерве. Я в кои-то веки нашел отличного парня, на коленях убедил его перейти к себе, но он, видите ли, нам не подходит, поскольку не имеет опыта госслужбы. Если новые поправки в закон добавят гибкости нашей системе, я их поддерживаю.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
— От двух вещей: от того, как их работу оценивают министерства, и от отношения граждан к их деятельности. Два года назад по инициативе экс-губернатора Зеленина мы пытались внедрить закон о контроле за муниципальной службой. Смысл был очень простой, который на заре человечества придумали древние греки: выдавать человеку, идущему на прием к чиновнику, специальный бюллетень. На нем нужно поставить отметку, удовлетворен ли гражданин госуслугой или неудовлетворен, после чего опустить в специальную урну. Учетная комиссия, которая состоит из общественников и журналистов и всего одного чиновника кадрового департамента, оценивает работу госслужащих и делает конкретные выводы. Они-то и должны решать, справляется ли госслужащий со своей работой, достоин он повышения или снятия с должности.
Главное — это подстегивает конкуренцию между чиновниками, что на сегодня единственный рецепт их подконтрольности обществу. Ведь только тогда начинается служба, а не бизнес набивания карманов. Такую систему можно спокойно применять на низшем и среднем уровне, и нечто подобное переделать и под высший.
Источник