Агентство «КомиОнлайн» распространяет официальную позицию министерства экономического развития Коми по ситуации вокруг судебных споров об установлении зарплаты.
В апреле-мае текущего года участились факты обращений работников организаций Коми в городские и районные суды, прокуратуру республики с требованием осуществить перерасчет заработной платы с учетом установления оклада (ставки) на уровне не ниже МРОТ – 4330 рублей.
Спорная ситуация связана с разными подходами к трактовке понятия минимального размера оплаты труда.
Определение указанного понятия – компетенция федеральных органов власти. Правительство Коми и Государственный Совет республики предлагают решить на общероссийском уровне вопрос о внесении изменений в Трудовой кодекс России для уточнения понятия минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом определения заработной платы, данного в ст. 129 ТК РФ, очевидно, чтов величину МРОТ включаются все виды выплат по заработной плате, в том числе компенсационные и стимулирующие.
Следовательно, оклад (тарифная ставка) являются частью заработной платы и, как составная часть заработной платы, могут быть ниже минимального размера оплаты труда (4330 рублей) в месяц, однако заработная плата (с учетом компенсационных, стимулирующих выплат) должна быть не менее указанной величины.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в том числеопределениями Верховного Суда РФ от 10.09.2008, 17.09.2008, Конституционного Суда РФ от 01.10.2009.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на положениях федерального законодательства, пришел к выводу, чтофедеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда,при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Однако, несмотря на имеющиеся судебные определения, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года утвержден обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, в который включен ответ на вопрос «Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты?».
С учетом данного ответа именно размеры тарифных ставок и окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (4330 рублей).
Таким образом, приняты два противоположных решения как одного и того же судебного органа, так и одноуровневых федеральных судов по одному вопросу.
Учитывая это, правительство Коми направило обращения Министру здравоохранения и социального развития Росси Голиковой Т.А. и Председателю Верховного Суда Российской Федерации Лебедеву В.М.
Согласно информации, поступившей от Минздравсоц России, учитывая, что в настоящее время между органами законодательной, исполнительной и судебной власти отсутствует единый подход в определении понятия МРОТ, рассматривается возможность гармонизации существующего правового регулирования.
В свою очередь, мы ожидаем, какие итоговые судебные решения будут приняты по указанному вопросу. В случае, если суды последней инстанции обяжут бюджетные учреждения республики выплачивать заработную плату с учетом оклада (ставки) не ниже минимального размера оплаты труда, Правительством будут изыскиваться возможности финансово обеспечить указанные решения.