Александр Трошин,
Технический директор «Манго Телеком»
Кажется, что ИТ окружили нас со всех сторон. Особенно если понимаешь, какая сложная инфраструктура стоит буквально за каждым действием, где компьютеры не видны: звонком по телефону, движением самолетов и поездов, прослушиванием музыки, банковской транзакцией…
И технологизация эта произошла очень быстро — лет за 15-17. Причем проектов становится все больше, и на рынке труда снова появляются признаки кадрового «голода», столь характерные для докризисного ИТ. Почему же квалифицированные инженеры не находят возможности для самореализации? Как рынок труда влияет на темп создания «облачных» решений? Могут ли сами специалисты как-то изменить ситуацию на этом рынке? Из таких вопросов и родилась эта заметка — об «облачности», квалифицированных ИТ- и телеком-специалистах, да и рынке труда в целом.
У неудовлетворенности инженеров есть объективная основа. Давно прошел период, когда всё в построении ИТ-систем было новым и незнакомым. Теперь же велика доля проектов, где раз за разом решаются сходные задачи, применяются одни и те же решения — вплоть до полной типизации. А проектов высшего уровня сложности, бросающих вызов коллективу инженеров, совсем мало. «Мастерам» на таком рынке скучновато.
Время от времени монотонное развитие рынка нарушают смены парадигм, например, так было, когда в корпоративной среде стали применять архитектуры, стандарты, технологии и подходы, родившиеся в Интернет. С появлением «облачных» проектов на рынке снова сложилась перспективная ниша для талантливых и творческих инженеров, которым хочется изобретать и создавать, а не настраивать системы «по готовым прописям». Но, одновременно, с приходом «облачности» тот же ИТ- и телеком-рынок снова почувствовал дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы двигать вперед сложнейшие проекты по виртуализации, занимаясь, в том числе, и научно-исследовательской работой.
Сегодня в России только очень узкий круг профессионалов способен вывезти на себе качественный телеком-проект по виртуализации сервисов. Потому что только профессионалы высшего класса могут реализовать систему, которая будет «облачной» не по одной-двум, а по всем техническим характеристикам. Ведь им необходимо построить широкую геораспределенную сеть ресурсов, обеспечивающую доступность услуги в любой точке мира, реализовать систему с очень высокой производительностью и эластичностью, создать инфраструктуру для коммутации, маршрутизации и обработки вызовов, и, при этом, заранее предусмотреть все необходимые инфраструктурные возможности для предоставления заказчикам массы дополнительных услуг (ибо допуслуги — один из пресловутых китов «облачности»). Им нужно адекватно решить задачи ИБ и так далее… И сделать все это нужно красиво и экономично!
И если дефицит мастеров ощущается уже сейчас, когда «облачных» проектов в нашей стране не так много, то чего ждать через несколько лет, когда новая модель станет привычной, а выжидательная позиция заказчиков сменится созидательной? Быстро научиться чему-то действительно сложному можно только у мастера, работая с ним бок о бок. Беда (для рынка, конечно!) в том, что сложившимся профессионалам-«облачникам» незачем готовить себе «смену», которая через несколько лет станет конкурировать с «наставниками».
Но ведь рынок «облачных» проектов не просто существует, а активно развивается, — нередко возражают мне. Значит ли это, что кадровый дефицит — не такой уж критичный фактор для развития «облаков», как кажется? К сожалению, нет. Те, кто так считают, забывают о том, что ключевым драйвером движения в «облака» является Запад. А Россия пока — лишь последователь основных западных внедрений, которые она и осуществляет с задержкой года в три-четыре. Наших «облачников» спасает то, что им есть за кем следовать, что у них есть возможность общаться в западных сообществах, перенимая уже сложившийся и активно используемый опыт, и затем применяя его у себя — сначала экспериментально, а потом и в полную силу. Многие из них становятся «экспертами поневоле» — «политически» донося до владельцев бизнеса выгоды, скажем, той же виртуализации в ИТ и телекоме.
Но ставка на самообразование не доведет до добра российские технологии. Потому что «запал» специалиста не вечен, даже если его старательно поддерживать. Такая система может дать талантливых энтузиастов очень высокого уровня, но она не может «ритмично» выпускать специалистов прогнозируемой и проверенной квалификации — поколение за поколением.
В пользу систематического выращивания своих «звезд» говорит и то, что утечка российских «ИТ-мозгов» сегодня стала намного меньше, так как большинство крупных западных компаний в начале 2000-х сами пришли в Россию. Западу стало выгоднее «покупать мозг» здесь, на месте, нежели привлекать и перевозить его к себе. Так что наметился переход от «утечки» мозгов к их «оседанию». И это выгодный тренд и отличное время для российских компаний, чтобы начать систематически обучать и продвигать собственных ИТ- и телеком-специалистов.
Причем, внутрикорпоративное обучение «облачников» должно носить системный характер, а упор делаться на практические компетенции технических специалистов. Одновременно с прохождением обучения человеку необходимо работать в «родном» проекте, над своими задачами, незамедлительно пытаясь применить полученные знания и навыки на практике. А результаты работы над проектом должен оценивать не только прямой руководитель, но и топ-менеджер, отвечающий за ключевые процессы компании, и HR-специалист. Да, таким образом ИТ- или телеком-эксперт «привязывается» к конкретному месту и отрасли, но эта привязка в то же время дает ему шанс постепенно стать хотя и «узким», но очень востребованным специалистом.
Обучение не станет «лишней нагрузкой» или «бессовестной эксплуатацией», так как любой зрелый технический специалист приходит к тому, что должен постоянно учиться. До 30% его рабочего времени и так занимает исследовательская работа. В тех же Соединенных Штатах есть масса исследовательских институтов, позволяющих на дотационные деньги развивать новые технологии, экспериментировать и получать результаты. В этих центрах, кстати, работает много россиян, которые были вынуждены уехать туда и развивать не российскую, а американскую науку, потому, что «уперлись» в России в потолок, попали в профессиональный тупик. Та же Силиконовая долина — по сути главный «исследовательский институт» такого рода. В России же, возврат к формату НИИ (в современном его виде) желателен, но сейчас практически невозможен. По экономическим причинам, по причинам демографическим, образовательным — по многим. Да, когда-нибудь у нас будет пресловутое Сколково, но на это нужно время. А у ИТ-отрасли его просто нет, так как технологии устаревают с невероятной быстротой. Нет его и у «облачного» рынка, который сверхдинамичен и, одновременно, сверхнеустойчив. Рынка, который может «перевернуться» и кардинально измениться в любой момент.
К сожалению, даже если российские компании озаботятся системой внутреннего обучения сейчас, это только приглушит остроту вопроса, но не снимет его. По меньшей мере, в ближайшие 5-10 лет дефицит просто квалифицированных ИТ- и телеком-кадров, не говоря уже о «звездах» для «облачных» проектов, будет только нарастать.
Источник PC Week