По опубликованным на днях данным Минздравсоцразвития, с 13 по 27 июля 2011 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 0,8 %. В последние дни прошлого месяца она составила 1 млн. 393 тыс. 649 человек. В тот же период 2010 года темпы падения уровня безработицы были значительно выше.
Напомним, что за две предыдущие недели июля уровень безработицы упал на 2,8%. Что касается периода с 13 по 27 июля, то рост численности безработных граждан был отмечен в 23 регионах, в том числе Костромской, Орловской, Новгородской, Амурской областях, Республике Мордовии. Любопытно, что в минувшем году уровень безработицы падал активнее. Очевидно, что «сезонный фактор» (летом рабочих мест традиционно становится больше) помогает решить проблему, но в меньшей степени.
Раньше в Минздравсоцразвития обсчитывали ситуацию по одной неделе, а не по две, как сейчас. Если использовать их нынешнюю методику, то получается, что по состоянию на 26 июля 2010 года уровень безработицы за две недели снизился на 1,7%, а еще двумя неделями ранее на 3,5%. Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков напоминает: на тот момент уровень безработицы был выше, около 1,8 млн. человек. «Безработица уже не будет снижаться такими быстрыми темпами, как в прошлом году, – сообщил «НИ» аналитик. – Дело в том, что у нас есть регионы, где она традиционно находится на высоком уровне: Северный Кавказ и Сибирь». Теми же причинами во многом объясняется и столь высокий уровень застойной безработицы – 35,5% (по данным Росстата). «На это влияет кризис, тяжело пережитый такими городами, как Курган, Брянск, Барнаул, где крупнейшие местные предприятия потерпели экономическое фиаско, и на их месте ничего создано не было, – пояснил г-н Поляков. – Плюс высокий уровень безработицы в мелких городах». Все эти факторы не позволят дальше опускаться показателям по безработице так же существенно, как это было, например, в прошлом году.
Эксперты говорят о том, что ситуация на рынке труда сейчас довольно стабильна. Это означает, что она не ухудшается, но и заметных улучшений не наблюдается. Население воспринимает это по-своему. По данным ВЦИОМ, опасаются потерять работу две трети россиян (65–66%). Вместе с тем в среднесрочной перспективе состояние рынка труда воспринимается ими как относительно благополучное. Сегодня индекс трудоустройства, демонстрирующий представления граждан о том, насколько им легко будет найти равноценную работу в случае потери нынешней, составляет 51 пункт. Для сравнения: в конце прошлого года – 47–48 пунктов, до начала кризиса – 59 пунктов. В процентном соотношении это выглядит так: 48% уверены, что смогут найти новую равноценную работу с минимальными потерями. Каждый третий (32%) полагает, что для трудоустройства потребуется приложить множество усилий. 12% настроены весьма пессимистично, полагая, что в случае потери работы им вряд ли удастся найти новое место.
По мнению экспертов, большинство граждан могут не опасаться за свои рабочие места – массовых увольнений в обозримом будущем не предвидится. Осенью традиционно безработица подскакивает, но это связано с окончанием сезонных работ и высвобождением занятого на них персонала. Впрочем, Игорь Поляков полагает, что нынешней осенью безработица может стать несколько выше, чем обычно. «Дело в том, что Дмитрий Медведев предоставил окончившим средние учебные заведения отсрочки от призыва до 1 октября, – говорит эксперт. – Этим ребятам предоставляется время для поступления в вузы. Это необычная ситуация, которая может привести к росту давления на рынок труда. Ведь многие выпускники могут и не найти работу, поскольку работодатели будут задаваться вопросом, а каков их статус по отношению к армии. Так или иначе это может привести к скачку безработицы на начало осени. Впрочем, это кратковременный фактор».
В целом же, как считают эксперты, сейчас больше проблем у самих работодателей, нежели у соискателей. В частности, по словам г-на Полякова, на рынке труда наблюдается дефицит предложений со стороны молодых специалистов из-за общего старения. «У нас уменьшилось количество молодых граждан, вступающих в трудовую деятельность, и это серьезная проблема, – рассказал он. – При этом наблюдается дефицит в части рабочих специальностей, аналогичная ситуация и со средним медицинским персоналом, а также в сфере государственного образования (сады и школы). Здесь трудно простимулировать работников. При этом сложно привлекать людей с помощью переезда: это затратно». Последний фактор, кстати, генерирует и другую серьезную проблему нашего рынка труда: неравномерность его наполнения. В каких-то регионах люди сидят без работы, в других, напротив, предприятия не могут найти работников.
Источник