Падение корабля «Прогресс» сразу после потери спутника связи дало повод многим говорить о наступившем системном кризисе в российской космической сфере. Но, по сути, ничего нового или неожиданного в отрасли не происходит.
Потеря ракеты «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс» стала ударом. Это случилось через несколько дней после того, как Россия не смогла вывести на орбиту и потеряла чрезвычайно важный для страны спутник связи «Экспресс-АМ-4». Неудача с «Экспрессом» случилась в ночь на 18 августа. Этот аппарат должен был обеспечивать цифровое телерадиовещание на территории от Дальнего Востока до Центральной Европы на протяжении 15 лет.
Но это был далеко не первый подобный инцидент. Фактически за последние девять месяцев Россия кроме «Прогресса» и «Экспресса» потеряла еще три спутника, предназначавшихся для системы ГЛОНАСС, а также военный аппарат геодезического назначения «Гео-ИК2».
Сложно было после череды таких неудач не начать говорить о системном кризисе в отечественной ракетно-космической отрасли. Да, действительно, одна за одной потеря важных аппаратов не сделает чести ни одному из космических агентств. Но ведь падали же и американские космические челноки, и в них гибли люди, но никто не кричал в США о кризисе космической отрасли. «В истории отечественной космической отрасли уже бывали черные полосы, — вспоминает исполнительный директор Российской академии космонавтики Борис Лящук. — Например, мало кто помнит, но во времена перестройки ракеты падали постоянно, просто валились. Правда, тогда это было связано с тем, что было тотальное недофинансирование. Материалы меняли постоянно, качество хромало».
Сегодня же, утверждает эксперт, диагноз «системный кризис» прозвучал бы ошибочно. «Сейчас государство развернулось лицом к отрасли, вливаются огромные средства, ведется строительство нового космодрома Восточный, — говорит он. — Тем более странно, что нас постигла такая череда неудач». К тому же двигатели «Союза» РД-0110 — проверенное десятилетиями серийное устройство.
Однако причины у нынешних провалов есть. И они идут опять же из 90-х годов. «Несмотря на хорошее финансирование, фонды, а попросту говоря, станки чудовищно устарели, — рассказывает Борис Лящук. — Кроме того, в 90-х молодежь не шла в отрасль, предпочитая другие, более престижные и оплачиваемые профессии. В результате мы наблюдаем кадровый голод и быстрое старение кадров по отрасли».
Эксперт выразил надежду, что проблемы двигателей «Союза» решат быстро, ведь пилотируемые запуски осуществляют на тех же самых аппаратах. Впрочем, похоже, что выводы в отрасли уже начали делать. Был отложен запуск «Союза» со спутником системы ГЛОНАСС, намеченный на 26 августа.
Источник