Как видно из недавно опубликованных исследований современного рынка труда в России, выполненных в Высшей школе экономики, его структура значительно отличается от той, которая была раньше. Так, 20–30 процентов работников трудятся в неформальном секторе, ещё 15 процентов — это малые предприятия, которые по умолчанию не руководствуются в своей деятельности Трудовым кодексом.
Из оставшихся одна половина устроена в бюджетном секторе, другая — частники. Таким образом, лишь 20–25 процентов работающих (не считая бюджетников) подпадает под действие трудового законодательства.
Всё как в жизни.
Наряду с созданием рабочих мест всегда идут процессы их ликвидации. Это как рождение и смерть, говорит директор Центра трудовых исследований профессор Владимир Гимпельсон. «Каждый день рождаются новые малыши, но, к сожалению, в то же время представители старших поколений покидают этот мир. Аналогично дело обстоит и с движением рабочих мест. Новые приходят на смену старым и приносят с собой более современные технологии, которые ведут к росту производительности, формируют новые навыки и квалификации. Это крайне важный процесс «созидательного разрушения». Но если темпы создания новых рабочих мест малы, а темпы ликвидации старых рабочих мест высоки, то общее число рабочих мест снижения и инновационный потенциал полностью не реализуется».
Низкие темпы создания новых рабочих мест вкупе с неблагоприятной демографией и ростом издержек на труд представляют собой угрозу экономическому росту страны, констатируют эксперты, готовящие по заданию правительства предложения по корректировке «Стратегии-2020». И хоть у нас одно из самых жёстких трудовых законодательств (ТЗ) в мире, но сектор его полного выполнения ежегодно сокращается на один миллион рабочих мест.
Эффективность — это когда есть где работать.
Многие специалисты вообще предлагают оценивать эффективность процесса модернизации и внедрения инноваций на конкретной территории тем, сколько там создано новых рабочих мест. А почему это важно, можно проиллюстрировать тем, что в развитых странах до 60 процентов роста производительности труда обеспечивается путём ликвидации низкопроизводительных рабочих мест и создания новых — высокопроизводительных.
Конкуренция за инвестиции фактически представляет собой конкуренцию за рабочие места. Хотя тут надо учитывать специфику российского рынка труда. Ведь он настолько своеобразен, что его нельзя оценивать с точки зрения привычной классификации развитых или развивающихся стран. К примеру, в начале 2000-х годов численность работающих у нас в стране превышала 52 миллиона человек, но в настоящий момент сократилась до 46 миллионов. Тем самым получается, что потеряно порядка 6 миллионов рабочих мест. И это автоматически должно было привести к росту безработицы. Но у нас она даже в кризис не превышала 10 процентов, а потом и вовсе упала до 7 процентов, чему могли бы позавидовать многие страны. Но беда в том, что мы обменяли одни проблемы на другие. Среди них маленькие зарплаты и проистекающая из этого бедность среди работающих, плохая структура занятости, молодёжи и представителям старших возрастов всё трудней найти работу, работодатели неохотно тратятся на обучение и переобучение персонала.
Неформалов нужно «формализовать» на взаимовыгодной основе.
Установлено, что прирост рабочих мест в основном обеспечивают вновь создаваемые компании и те, которые инвестируют в своё развитие. Из чего следует очевидный вывод, что и тех, и других должно быть как можно больше. Для этого, в первую очередь, необходимо минимизировать издержки создания и ведения бизнеса.
Учёные также выяснили, что у нас постоянно растёт сектор неформальной занятости. И пора уже перестать «кошмарить» неформалов, а перейти к политике создания условий, при которых им будет выгодно «формализоваться». Поэтому более чем своевременным следует считать внесение в Госдуму законопроекта о выдаче трудовых книжек тем, кто работает дистанционно или на дому, и назначение для них такого же ежегодного отпуска, как для обычных сотрудников.
Тогда как сейчас фрилансеры, так ещё называют тех, кто трудится вне производственных помещений и зачастую на устных договорённостях, фактически беззащитны и у них нет уверенности в получении обещанного вознаграждения. Нужно поработать над созданием стимулов к обретению официального статуса у тех, кто занимается сейчас частным извозом, ремонтом квартир, репетиторством, уходом за больными и детьми, торгует на рынках…
Трудовые особенности регионов.
Подмечена одна особенность, присущая рынкам труда в регионах: чем активнее в каком-то субъекте РФ следят за соблюдением норм трудового законодательства, тем выше там безработица. Особенно это касается таких «слабых» групп как женщины и молодёжь. А чем больше количество проверок по соблюдению трудового законодательства приходится на тысячу работающих, тем ниже предпринимательская активность. И это понятно, так как бизнес, в частности, малый и средний, искусственно поставлен в такие условия, когда без нарушений работать не возможно.
Региональный аспект вообще очень значим для трудовых отношений, говорят эксперты. Хотя трудовое законодательство и едино для всех, но его применение должно учитывать специфику конкретной территории. К примеру, нашей Свердловской области, взявшей курс на модернизацию и инновации. Так, на Среднем Урале подготовлены законопроекты о технопарках и кластерах, утверждены три технологические платформы на федеральном уровне…
И это, разумеется, предполагает появление большего количества новых юридических лиц по сравнению с другими регионами. Но одновременно интенсифицируется и процесс ликвидации фирм, так как инновационный бизнес носит рискованный характер. Но издержки закрытия таковы, что многих это отпугивает. Взять ту же жёсткую норму по выплате выходных пособий. И здесь есть над чем подумать.
Да и сами инновационные предприятия не завод, где все в одной спецовке и на всех один коллективный договор. К тому же труд становится более производительным, вводится в эксплуатацию новое оборудование и опасность увольнения возрастает. Потому хорошо бы, чтобы в развитых регионах при поддержке властей появились структуры, которые профессионально и безо всяких криков об эксплуатации рабочего класса возьмутся защищать права наёмных работников на рынке труда, а не сохранение устаревших рабочих мест.
Источник Областная газета