Согласно заявлению президента РФ Дмитрия Медведева, компании с высокими зарплатами будут платить страховые взносы с зарплат не по сниженной с 34 до 30% ставке, а 40%. То есть «налог на богатых» с 2012 года будет взиматься с работников, получающих выше 512 тыс. рублей в год (42,7 тыс. в месяц). Такой вариант прежде предлагал Минфин.
Как уточнил помощник главы государства Аркадий Дворкович, 10-процентная прибавка к страховому взносу будет установлена для большинства компаний, кроме отдельных категорий. В частности, взносы с высокотехнологичных и инжиниринговых компаний будут ниже, но насколько — пока не решено. Предлагаются и 7%, и 9%, и 0%.
Другое дело, что право на скидку придется доказывать, а это традиционно не всем удается. Да и доля названных компаний-счастливчиков, несмотря на все усилия встать на модернизационные рельсы, в стране ничтожно мала. Например, как пояснили «Росбалту» в Национальной ассоциации инжиниринговых компаний, крупных игроков, постоянно работающих на инжиниринговом рынке, в стране всего 30-40. Остальные предоставляют данные услуги от случая к случаю. Так что число льготников будет весьма ограничено.
И за счет «богатеньких Буратино» Минфин рассчитывает в год «подняться» на 57 млрд рублей. «Принцип применения прогрессивной ставки — это мировая практика, — пояснила руководитель инвестиционно-банковского сектора компании Staffwell Елена Сидоренко. — Однако при его внедрении страну могут ожидать известные проблемы». Так, многие жители России, которые много зарабатывают, этого не афишируют. «Существует множество обходных систем, в том числе привлечение родственников к своему бизнесу и оформления на них части доходов», — пояснил директор департамента «Агентства Контакт» Андрей Захаров.
В то же время, согласно данным Росстата, от 40 до 50 тыс. рублей в стране официально получают 1 млн 302 тыс. человек (4,3% всех работников), от 50 до 75 тыс. рублей — 1 млн 238 тыс. работников (4,1%), свыше 75 тыс. рублей — 754 тыс. россиян (2,5%). То есть под ужесточение налогообложения подпадает почти 11% россиян. Причем ущемлены будут интересы как раз тех россиян, которые свои относительно высокие доходы не скрывают. Проще говоря, власть опять подталкивает к выводу, что честность — дорогое удовольствие. Правда, в большинстве случаев повышенное налоговое бремя ляжет на плечи работодателей. «Уже работающие сотрудники меньше получать не станут», — полагает президент компании HeadHunter Юрий Вировец. Да и о возвращении к «серым» выплатам там, где перешли на белые зарплаты, речь не идет. «Топы, которые имеют официально высокие заработные платы, характерные для позиции, которую занимают, вряд ли захотят скрывать свои доходы», — считает Захаров.
Если же оценивать не моральный аспект, а экономический, то для ряда компаний новые правила могут оказаться даже выгодней прежних. Например, руководитель отдела Permanent Staffing Coleman Services Андрей Чулахваров, считает, что в плюсе окажутся предприятия розничной торговли. Другое дело, что выигравшие компании никакого отношения к инновациям не имеют. А проигравшие… «В проигрыше оказываются крупный бизнес, все предприятия, стремящиеся к повышению уровня квалификации персонала, что напрямую сопряжено и с выплатой достойной заработной платы», — констатирует советник гендиректора холдинга «Империя Кадров» Михаил Семкин.
И, естественно, далеко не все бизнесмены смирятся с новыми реалиями. «В поисках спасения компании столкнутся с выбором — либо действительно перераспределить доходы специалистов из зарплат в бонусы, либо «спрятать зарплаты в тень» — точнее, часть зарплаты, которая не будет учитываться официально, и, как следствие, государство этого налога вообще не получит», — говорит Семкин. «Но повального перехода на «серые» зарплатные схемы мы не увидим», — продолжает Чулахваров.
«Если закон будет принят до конца года, повышение фиксированной части окладов на 2012 год будет ниже, чем если бы сохранился status quo, — прогнозирует Чулахваров. — Предприятие предпочтет планируемое повышение зарплат провести за счет увеличения вариативной части, а не фиксированной».
Вировец настроен боле пессимистично: «В первую очередь, повышение налога скажется на росте зарплат, работодатели возьмут эти деньги из кармана сотрудников. Можно с уверенностью сказать, что динамика роста будет в следующем году значительно меньше, если вообще будет».
Отметим, однако, что у президентского решения есть и политический ракурс. Ведь российский электорат любые действия власти по ущемлению зажиточных сограждан воспринимает на ура. Возможно, именно это стало соломинкой, склонившей весы в пользу предложений Минфина.
Источник