Сегодня, 24 октября, вступает в силу закон, меняющий Гражданский кодекс в пользу франчайзинга. Поправками, принятыми Госдумой, одобренными Советом Федерации и подписанными президентом, снимаются дискриминационные для владельца бизнес-концепции ограничения на развитие своего дела по договору концессии. Это будет способствовать распространению франчайзинга и привлечет в Россию новые крупные бренды, отмечают в РАФ.
Как говорится в пресс-релизе Российской Ассоциация Франчайзинга (РАФ), новая редакция статей ГК, определяющих нормативно-правовую базу франчайзинга, ускоряет государственную регистрацию договоров коммерческой концессии. Эти поправки приблизят российский франчайзинговый рынок к мировой практике, уменьшат издержки правообладателя, защищая его от недобросовестных действий оператора, а также разрешат координировать цены внутри сети.
РАФ, инициировавшая эти поправки, празднует победу и считает изменение ГК "событием года". Месяц назад национальная премия с таким названием присуждена одному из авторов поправок Борису Нуралиеву.
Новый закон на стороне франчайзеров и потребителей.
Федеральный закон "О внесении изменений во вторую часть ГК РФ" существенно расширяет полномочия франчайзеров. Теперь в договорах коммерческой концессии можно одновременно использовать и периодические платежи, и паушальный взнос, что устранит противоречие между российским законодательством и общепринятой международной практикой. Согласно новым поправкам, также разрешается установление в договоре ограничений, которые укрепляют франчайзинговую сеть.
Другие поправки трансформируют порядок возобновления срочного договора, исключая дискриминирующие правообладателя ограничения на отказ в продлении соглашения с франчайзинга "на прежних условиях". Также появился пункт, на основании которого владелец бизнес-концепции вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, если пользователь нарушил технологию работы или выполнил ее с ненадлежащим качеством.
Франчайзинг ожидает период расцвета.
"Если говорить о качественных изменениях, которые привнесет новый закон, то, прежде всего, стоит ожидать прихода на российский рынок новых брендов и новых бизнес-концепций, которые раньше были вынуждены искать "обходные пути", - комментирует PR-директор РАФ Владимир Лебедев. - Отрасль должна вырасти в разы".
К 2020 году число россиян, занятых во франчайзинге, может возрасти до
826,9 тысячи человек, а доля отрасли в ВВП составит 5%. Такой прогноз содержится в докладе, подготовленном экспертами РАФ к IX международной выставке Buy Brand, проходившей в Москве месяц назад. В 2010 году франчайзинг дал 1,9% российского ВВП и обеспечил работой 327426 человек.
Через девять лет, по оценкам экспертов РАФ, на отечественном рынке будет представлено втрое больше концепций - 1700 против сегодняшних 595, а количество работающих по франшизам предприятий увеличится до 93860. "Процесс восстановления экономик ведущих стран мира после кризиса показывает возрастающую роль франчайзинга как одной из эффективнейших моделей бизнеса и формирования широкого класса предпринимателей", - отмечает президент РАФ Мераб Елашвили. По его убеждению, для российского несырьевого сектора франчайзинг, с учетом законодательных новаций и возможной поддержки отрасли государством, может стать мощным катализатором развития и инструментом выхода на мировой рынок.
Качество товаров и услуг повысится.
Аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов очень важным считает то, что теперь субсидиарную ответственность перед клиентами пользователя правообладатель будет нести только в том случае, если сам договор будет исполняться ненадлежащим образом, это повлияет на качество услуг или товаров. Эксперт отмечает, что это дополнительная защита для правообладателя, поскольку ранее все действия пользователя подразумевали солидарную ответственность правообладателя.
Аналитик ИК "ФИНАМ" Анна Мишутина позитивно оценивает введение данных поправок. "В новой редакции находит свое отражение актуальная система сдержек и противовесов, позволяющая защитить интересы как правообладателя, так приобретателя франшизы, - комментирует эксперт. - Наиболее важными изменениями являются новые нормы регулирования внутренней конкуренции между участниками концессии, пролонгации контрактов, контроля исполнения обязательств сторон. Мы ожидаем, что совершенствование нормативной базы станет заметным драйвером дальнейшего развития франчайзинга в России". По мнению аналитика, позитивные изменения в законодательстве будут способствовать как появлению на внутреннем рынке новых зарубежных игроков, так и увеличению числа хозяйствующих субъектов за счет привлечения с использованием механизмов концессии в разные секторы потребительского рынка новых предпринимателей - преимущественно малый и средний бизнес.
Ложка дегтя.
Дмитрий Малышев, директор департамента налоговой безопасности и судебной защиты "КСК групп" считает, что вступившие в силу изменения теперь позволяют правообладателю устанавливать правила игры для пользователей через контроль над ценообразованием и территорией реализации товаров, работ или услуг. Помимо этого новые изменения позволяют правообладателю ограничить право пользователя на реализацию аналогичных товаров, работ или услуг других конкурентов, говорит Малышев. "Данные изменения помогут не только привлечь новые бренды, но и поставить российских предпринимателей в финансово невыгодное положение, так как правообладатель будет диктовать свои условия, которые будут отличаться от реального рынка", - резюмирует эксперт.
Источник rb.ru