Это отчасти объясняет, почему квалификация кадров в некоторых крупных и средних компаниях оставляет желать лучшего. Причем в некоторых отраслях экономики проблема приобретает угрожающий масштаб. По опросам Росстата, недостаток квалифицированной рабочей силы в промышленных предприятиях становится одним из главных факторов торможения роста производства.
Однако не все так просто. В частности, как выяснилось из опроса, о пользе проведенного обучения работодатели-заказчики гораздо более высокого мнения, чем сотрудники (44% против 39%). Но вообще-то, как можно заметить, обучающими программами недовольны больше половины бизнесменов.
Во многом это обусловлено структурой обучающих программ. Как правило, речь идет о кратковременных курсах, а чаще всего - тренингах, направленных на формирование того или иного конкретного навыка. Это хорошо работает, например, в отделах продаж, но совершенно недостаточно, когда речь идет о формировании более сложных профессиональных компетенций. Разве что когда речь идет об обновлении имеющихся знаний - например у бухгалтеров, корпоративных юристов или педагогов.
А главное - большинство корпоративных обучающих программ направлено на повышение квалификации уже имеющегося персонала. Крайне редко идет речь о том, чтобы дать работникам другую квалификацию - например, в смежной профессии, для оптимизации количества сотрудников или для горизонтального перемещения рядового состава, как это принято, к примеру, в японских корпорациях. Овладеть новыми знаниями за счет работодателя удается лишь топ-менеджерам. Да и то после кризиса этот рынок только-только начинает восстанавливаться.
Сегодня работодателей волнуют две острые проблемы - отсутствие квалифицированных рабочих и недостаточная квалификация молодых специалистов. Так, недостаток квалифицированных рабочих в некоторых регионах уже приобрел масштабы настоящего бедствия. Однако содержание соответствующего ПТУ под силу не каждому предприятию. Да и не нужно компании, если честно, чтобы приходящие из профтехучилищ и колледжей работники цитировали по памяти Пушкина и знали дату Полтавской битвы - платить работодатели готовы только за обучение профессиональным навыкам, а общеобразовательные дисциплины, считают они, должно оплачивать государство.
Впрочем, это проблема второго порядка - первоочередной же является то, что в ПТУ и колледжи вообще мало кто идет учиться, особенно из парней. Какой-то набор удается сделать из выпускников 9-го класса, после 11-го же, если и приходят учащиеся, то лишь для того, чтобы пересидеть год перед второй попыткой поступить в вуз.
Причина проста - обучение в ПТУ, техникумах и колледжах не дает отсрочки от армии. Вот и бегут парни в любой вуз, пусть и не дающий никакого образования - зато дающий отсрочку. Законопроект же о распространении отсрочек на учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений никак не примут: в Госдуму недавно поступил уже третий его вариант, а воз и ныне там.
Вторая проблема во многом вытекает из первой: выпускники вузов, окончившие их лишь ради того, чтобы избежать призыва, не слишком мотивированы на учебу. Помножьте это на слабость тех вузов, которые берут всех без разбора, - и вы получите не слишком симпатичный портрет выпускника вуза, не знающего и не умеющего почти ничего, зато уверенного, что диплом о высшем образовании дает гарантию высокой зарплаты. Ну и, разумеется, вчерашние студенты не желают работать на рабочих должностях. Для сравнения, в США сегодня треть всех выпускников вузов устраиваются на работу, которая совершенно не требует ученой степени, - так, сейчас в американских городах трудятся 100 тыс. дворников, 317 тыс. официантов и 365 тыс. кассиров с высшим образованием.
С выпускниками российских хороших вузов проблема не решена еще с советских времен - солидное академическое образование, увы, не сопровождается столь же хорошим практическим. Во многом это связано с особенностями преподавательского состава. Это в Европе и США лекции и мастер-классы проводят действующие физики и химики, бизнесмены и инженеры. А у нас преподаватели глубоко пенсионного возраста уже забыли, когда сами делали то, чему учат студентов (если вообще когда-нибудь работали на производстве). Отсюда и упор на теорию - практика-то у самих учителей хромает.
Понятно, что даже крупные компании, имеющие возможность создать собственный корпоративный университет, не могут заменить ни ПТУ, ни вузы. Решить проблему может только государственно-частное партнерство в области образования, где компании через специальные фонды могли бы оплачивать профессиональную часть обучения, а государство - общеобразовательную.
Стоит возродить и практически умершую практику обучения специалистов по заказу предприятий. Однако при этом придется решать вопрос гарантий: чтобы дорого давшийся в прямом смысле слова специалист не ушел в другую компанию еще до того, как будут отбиты затраты на его обучение. С такой инициативой выступили некоторые сторонники реформы трудового законодательства.
Однако никакими деньгами, увы, не вырастить в одночасье новый преподавательский состав. Какую-то часть нагрузки могут (и, наверное, должны) взять на себя практикующие топ-менеджеры, инженеры, технологи, рабочие - в том числе через прикомандирование их к вузам на проведение мастер-классов и практикумов с сохранением зарплаты, через возрождение наставничества и прочее.
Но будем реалистами - опытных специалистов все равно будет недостаточно. Помочь делу могут высокие технологии и развитие Интернета - дистанционное обучение, проведение вебинаров развивается бурными темпами во всем мире. Увы, в России эта форма обучения у бизнеса не очень популярна: по данным портала Superjob, только 17% работодателей применяют технологии онлайн-обучения для работы с персоналом - и лишь 9% наших сограждан, пользующихся Интернетом, могут похвастаться успешным опытом дистанционной учебы.
Однако ключевое условие формирования современной системы корпоративного обучения - мотивация и ресурсы самих компаний. По данным ежегодного бенчмаркинга Trainings Index, до кризиса, в 2008 году, компании обучили за свой счет 63% персонала, а в 2010 году - только 27%, хотя рынок корпоративного образования уже начал размораживаться.
Но сегодня индекс предпринимательской уверенности в России колеблется около ноля, и сложно рассчитывать на то, что компании в этих условиях будут тратиться на долгосрочные программы обучения. К тому же, как признаются сами HR-специалисты, кадровая политика многих крупных и средних российских предприятий, даже тех, которые уже испытывают реальный дефицит рабочей силы, по-прежнему направлена на поиск готовых специалистов на рынке или переманивание их у конкурентов. Общее настроение выразил владелец одной региональной фабрики обуви: "Да, мне не хватает хороших обувщиков, технологов, у меня даже электриков не хватает. Учить? Да мне дешевле перевести производство в Китай!". И пока такое убеждение будет главенствовать, порядка с профессиональным образованием не навести.
Справедливости ради, надо признать, что такой подход характерен, в основном, для собственников средних компаний страны. Заметим, что в последние годы сразу несколько крупных российских компаний задумались о своем будущем и начали ряд интересных частных образовательных проектов. Ведь без квалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями, невозможно сохранить лидерство на мировом рынке. Заманчивые карьерные перспективы уже оценили старшеклассники. Не случайно, по оценкам экспертов, с каждым годом растет количество выпускников школ, мечтающих получить образование и работу именно в крупных российских компаниях.
Источник Newsland