Конец учебного года и начало летних каникул традиционно сопровождаются резким ростом безработицы. На рынок труда выходят старшеклассники, выпускники школ, студенты и дипломированные специалисты. При этом успех при охоте за вакансиями им вовсе не гарантирован: например, к концу прошлого года четверть безработных молодых людей так и не сумели трудоустроиться, констатирует newizv.ru.
Работу в это лето ищут дипломированные специалисты, но и школьники. Городские власти чаще всего предлагают работу по благоустройству территории, как правило, это связано с озеленением. Многие школы также привлекают учеников к облагораживанию облика заведения. В Чите в течение недели ремонтировать школы будут подростки из малоимущих семей – за это они получат 2,5 тыс. рублей. Если такая форма занятости не по нраву, то можно найти небанальные профессии на лето. Например, выгуливать соседских собак, стать репетитором для учеников младших классов, поучаствовать в массовке при съемках кино или музыкального клипа или даже стать моделью в рекламе средства от прыщей. Однако, как предупреждает психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха, стоит помнить, что каникулы должны быть посвящены еще и отдыху. Несмотря на то что происходит смена деятельности, периоды релаксации очень важны для растущего организма.
Впрочем, в последнее время совмещать работу с учебой довольно сложно. Работодатели не настроены брать на постоянное место людей с незавершенным высшим образованием.
Выпускники вузов, напротив, нацелены на серьезные и длительные «отношения» с работодателем. Увы, это желание не всегда взаимно. По данным опроса, более трети предприятий и организаций не готовы принять в штат сотрудников без опыта работы: нет возможностей обучить новичков. Есть и другие причины, по которым фирмы не следуют лозунгу «молодым везде у нас дорога». «Сейчас компании все чаще используют схемы срочного трудового контракта, чтобы обезопасить себя от «лишней» рабочей силы, – пояснила «НИ» Марина Красильникова. – Конечно, они предпочитают брать на место людей с высшим или специальным образованием, но наличие диплома вовсе не может гарантировать трудоустройства. При этом с одной стороны компании говорят о падении качества образования, а с другой – отводят довольно короткий срок для обучения сотрудника «под себя». За пару месяцев невозможно исправить пробелы, оставленные пятью годами в вузе, специалиста просто подгоняют под рабочее место».
Инерционность отечественной системы образования – главная причина плачевной ситуации на рынке молодежного труда, убеждены эксперты. «В выпускнике работодатель получает набор теоретических знаний и маленький практический опыт, – говорит «НИ» директор по коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук. – Наше образование до сих пор отличается фундаментальностью и малой практичностью. Ведущие вузы стараются изменить ситуацию, но выпускникам все равно говорят, чтобы они забыли все, чему их научили».
Высшая школа просто не успевает за колебаниями в сфере трудоустройства, а если и пытается идти в ногу со временем, то оказывается, что такие шаги никому не нужны. К примеру, логично предположить растущую востребованность таких инновационных специальностей, как энергосберегающие технологии или робототехника. Остро не хватает специалистов реального сектора экономики, сферы высоких технологий, инженеров, а также врачей и педагогов. Конкурс на эти профессии порой в разы меньше, чем на какой-нибудь факультет менеджмента. Однако молодежь по-прежнему дерется за возможность стать журналистом, пиарщиком, экономистом или юристом. «Самые желанные для выпускника специальности – банковский и нефтегазовый секторы, хотя в кризис их позиции несколько пошатнулись, – полагает Ольга Каменчук. – Зато госслужба стала набирать очки. Считается, что она более стабильна. Культура, образование, наука остаются в хвосте предпочтений, как и творческие специальности».
Резкий рост молодежной безработицы заставил московских депутатов озаботиться проблемой их трудоустройства. По их мнению, при получении диплома выпускник вуза должен получать хотя бы одно рабочее место.
Известно, что запросы у молодых специалистов серьезно упали. Если до кризиса выпускники требовали зарплаты в среднем по 46 тысяч рублей, то сейчас удовлетворяются и 30 тысячами рублей. Но даже скромные запросы их не спасают. Ведь выпускников без опыта работы готовы взять чуть больше половины всех столичных компаний.
В итоге депутаты Могордумы предложили принять социальные меры защиты. Председатель комиссии столичной думы по социальной политике Михаил Антонцев полагает, что учебные заведения следует обязать предоставление работы студентам в обязательном порядке. «Невозможно вернуться к распределению, но стоит подумать о внесении конкретных изменений в федеральное законодательство», – заявил депутат вчера. «Прогнозированием занятости в советские времена занимался Госплан, сейчас эта работа по силам Минэкономразвития. Министерство должно заниматься этим совместно с Минобразования, – убежден Сергей Комков. – Но обязать вузы искать выпускникам работу нереально, помимо того, что это не входит в функции учебного заведения».