Наступление сетей
Россиян затянуло в социальные сети в середине нулевых. Массово и глубоко. Настолько глубоко, что получаса виртуального общения перед сном многим стало катастрофически не хватать: и социальный спрут проник в офисы, рассказывают эксперты КЦ "ЮНИТИ".
"Ещё в 2007 году, промониторив рабочий день сотрудников, мы увидели, что порядка 15-20% рабочего времени тратится на "Одноклассники", "ВКонтакте", "Мой Мир", почтовые программы и прочие виртуальные диалоги, не имеющие ни малейшего отношения к основной деятельности, - рассказывает Игорь Мамаев, специалист IT-департамента крупной страховой компании. - Меры были приняты незамедлительно: доступ к социальным сетям, "болталкам", блогам, видеохостингам и любой некорпоративной почте был запрещен".
К чести соотечественников надо отметить, что наши показатели уклонения от работы вполне соответствуют "общемировым стандартам": так, например, всё те же 20% приводят аналитики Entensys. Похожими данными СМИ оперировали и ранее: ссылаясь на исследования британской IT-копании Morse, которая пошла ещё дальше и посчитала упущенную выгоду, медиа озвучили, что из-за пристрастия персонала к общению в сети только организации Великобритании ежегодно теряют как минимум 1,38 миллиарда фунтов стерлингов.
Почётное место самых активных пользователей социальных сетей россияне пока не занимают, наибольшей популярностью сети пользуются в Индии - жители этой страны зарегистрированы в среднем на четырёх подобных ресурсах одновременно. Бразилец - на трёх, американец - на двух. Европеец, в том числе россиянин - почти на двух. Но и этого работодателю достаточно.
Просто добавь в друзья
Увлечённость россиян общением в соцсетях бизнес решил перевести из разряда проблемы в разряд возможностей. "Хочешь одолеть врага - стань ему другом. Руководители компаний довольно быстро это поняли и стали задумываться над тем, как "приручить" социальные сети и какую пользу последние им могут принести, - говорит Юлия Богданова, специалист по подбору кадрового центра "ЮНИТИ". - Первое, с чего начали работодатели - стали собирать на личных страничках информацию о соискателях и сотрудниках. Сегодня же компании хотят, чтобы уже не они, а о них узнавали в соцсетях".
Но, по мнению экспертов, в России возможности продвижения используются далеко не в полном объёме. О чём говорит и спрос на соответствующих специалистов. Такие вакансии, как руководитель направления "социальные сети", копирайтер-менеджер по продвижению компании в социальных сетях, менеджер по работе с интернет-проектами и социальными сетями, только начинают актуализироваться.
"Нередко работодатель понимает, что настало время сделать очередной шаг в развитии деятельности, что бизнес "созрел" для виртуальных сообществ, но не знает, с чего начать, какие цели ставить, что вменить в обязанности новому специалисту, - озвучивает Юлия Богданова основную проблематику. - И хорошо, если рядом окажется профессионал, советник - HR-специалист или опытный маркетолог, который поможет определить требования к новой вакансии. Иначе, набив шишки, бизнесмен посчитает SMM-технологии неэффективными, упустит время, прибыль, отдаст пальму первенства конкурентам".
К слову, о SMM. Возможности социальных сетей значительно шире, чем размещение на сайте рекламного баннера, контекстной рекламы или создание пассивного аккаунта, а цели не должны ограничиваться лишь доходом от прямых продаж в Интернете. Social Media Marketing (SMM) - это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения иных бизнес-задач: PR, маркетинговых. Продвижение в сетях даёт возможность точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать площадки, где эта аудитория сконцентрирована, и коммуницировать с ней. Это скрупулёзная скрытая и открытая работа с сообществами, целями которой могут являться и брендирование, и увеличение лояльной аудитории, и привлечение посетителей на сайт компании, и получение обратной связи, и прямые продажи.
"Фронт работ в социальных сетях действительно огромный, - соглашается ведущий специалист по интернет-маркетингу ГК "Бюллетень Недвижимости" Марат Марголин. - Помимо вышеназванного, это также ведение тематических групп компании, постоянное обновление информации, поощрение дискуссий, грамотная оптимизация и ведение платной рекламы, разработка рекламных кампаний в русле вирусного и партизанского маркетинга. Свалить эти обязанности на плечи маркетологов - значило бы заниматься социальными медиа в недостаточном объёме. С соответствующей эффективностью в результате. Поэтому необходимость найма отдельного сотрудника в нашей компании сомнений не вызвала".
Важное о кадрах
Таким образом, спрос на специалистов по продвижению в сетях постепенно становится новым трендом на рынке труда. "Зелёный свет тенденции во многом дали рекламные агентства, - рассказывает предысторию Юлия Богданова. - Наличие в данных компаниях подразделения, занимающегося проектами развития брендов и товаров в социальных сетях - уже вполне устоявшаяся практика, которую всё активнее перенимают компании иных сфер деятельности. Пусть пока и не в виде независимых отделов, но в составе департаментов маркетинга, рекламы и PR".
В количественном выражении ситуация выглядит следующим образом: примерно сто соответствующих вакансий предлагали за последний месяц специализированные HR-порталы (HH, SuperJob). Ощутимо меньший результат выдают непрофильные сервисы: "Работа" на портале Яндекс, например, в период с 22 сентября по 22 октября текущего года разместила всего девятнадцать предложений о работе, где встречается выражение "продвижение в социальных сетях". Реальная цифра востребованности подобных специалистов наверняка несколько больше - имеют место другие формулировки названия должности, быстрое закрытие вакансии и т.д. Следует отметить, что основная масса предложений - московские, малая часть - от работодателей из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Волгограда, Ижевска, Нижнего Новгорода.
В фокусе внимания нанимателей - квалификация кандидата, степень знания методов и стратегий продвижения, умение точно выполнять поставленные задачи. "Если у соискателя есть понимание, что результатом должен быть положительный отклик целевой аудитории, а не просто переход на страницу сайта компании, то такой претендент будет интересен работодателю", - резюмирует эксперт кадрового центра "ЮНИТИ".
В итоге портрет успешного кандидата можно представить так: мужчина или женщина 21-40 лет, с высшим образованием (маркетинг, PR, допускаются филология, IT) и опытом работы (минимум год) в области рыночных исследований, продаж, выстраивания взаимоотношений с клиентами. Обязательны навыки ведения собственных проектов (блогов и групп), наличие представления о специфике интернет-рекламы (поисковая (контекстная, SEO), медийная, вирусная и реклама в соцсетях), умение анализировать трафик сайта по счётчикам LiveInternet, Яндекс-Метрика, Google Analytics. Кроме того, приветствуется знания html, увлечение фотографией, дизайном.
Нередко требуется знание английского языка. Впрочем, английский вторичен.
"Сотрудник, занимающийся продвижением в социальных сетях, должен отлично владеть русским языком (типичная ошибка - неправильное употребление "тся/ться")", - акцентирует внимание Олег Волков, ООО "АББ".
"Кандидат на такую должность должен быть общительным, уметь расположить к себе собеседника, - добавляет Филипп Маковец, генеральный директор агентства элитной недвижимости HOUSE MALL. - Как преимущество - креативность, гуманитарный склад ума".
"Ну и, конечно, неотъемлемое требование - "горящие глаза", - подводит итог ведущий специалист по PR компании "ДубльГИС" Мария Гаврилова. - Компанию двигают энтузиасты, любящие своё дело".
По данным исследования экспертов кадрового центра "ЮНИТИ", в зависимости от наличия и сочетания всех вышеперечисленных компетенций предложения работодателей для специалиста по продвижению в социальных сетях варьируются от 30 000 до 60 000 рублей ежемесячного вознаграждения.
Прогнозы
Только тех, кто заходит на сайты соцсетей ежедневно - более 600 миллионов человек. И аудитория неуклонно растёт. В России, в частности, социальные ресурсы активно набирают популярность среди людей среднего и старшего возраста, информирует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (то есть среди представителей бизнес-активной и платёжеспособной аудитории - прим. автора). За последний год доля пользователей сети среди россиян выросла более чем на треть: если в 2010 году посещали Глобальную сеть 39% наших сограждан, то в 2011 году число таковых стало 53%.
Впрочем, гораздо важнее, что современные социальные медиа развиваются уже не только количественным путём: наметился переход в стадию качественного развития, что характеризуется появлением новых инструментов взаимодействия с аудиторией и постоянным технологическим прогрессом.
"Деятельность специалиста по социальным сетям - это скорее работа на перспективу, - подводит итог Филипп Маковец. - Возможно, через пару лет социальные медиа полностью заменят даже такие популярные поисковые системы, как Яндекс и Google".