Большинство сотрудников российских компаний получат новогодний подарок в виде бонусов, как и в прошлом году, выяснили аналитики рынка труда на основе опросов работодателей и работников. Треть премированных сотрудников получат 13-ю зарплату. Однако почти каждый пятый работодатель до сих пор не решил, будет ли годовая премия, и до последнего рабочего дня будет держать в секрете информацию о бонусах своим сотрудникам — половина из них до сих пор пребывают в неведении.
В преддверии завершения календарного года аналитики рынка труда выяснили, могут ли работники рассчитывать на бонусы по итогам работы за год,— оказалось вполне могут. По данным опроса HeadHunter, который компания провела специально для «Ъ» среди 2,3 тыс. работников и 150 HR-директоров и руководителей компаний, решение выплатить годовые премии своим сотрудникам принял 41% организаций, из которых 22% настроены выплатить премии всем сотрудникам, а 19% — только тем, у кого были «особые успехи в работе». Еще 13% компаний заявили, что заплатят премии только руководству.
«Ситуация с премиями вернулась на докризисный уровень,— констатирует президент HeadHunter Юрий Вировец.— При этом бизнес впервые после кризиса стал ощущать дефицит кадров, и компании стараются всячески удерживать людей, в том числе и премиями». Так, в прошлом году 30% компаний выплатили годовые бонусы, 19% — только особо отличившимся сотрудникам, 16% — только руководству, 27% не выплатили премии вообще, в этом году об этом заявило 25% компаний.
О том, что ситуация с премиями стабилизовалась, свидетельствуют данные опроса международного кадрового агентства Kelly Services, опросившего 1,9 тыс. работников, преимущественно белых воротничков. Так, в 2011 году количество сотрудников, получавших регулярные выплаты переменной части зарплаты, выросло до 54% против 45% в 2010 году. При этом у 39% участников исследования бонусы являются составной частью ежемесячного дохода, 23% респондентов премируются по итогам квартала, а 20% получат премии по итогам всего года.
Что же касается размера премий, то, согласно данным опроса HeadHunter, треть компаний из определившихся с бонусами в конце года выплатят 13-ю зарплату, у 22% компаний размер премий будет колебаться от одной до трех месячных зарплат, у 5% — премия будет от трех и более полугодовых зарплат. Впрочем, в этом году эксперты отмечают большое количество неопределившихся работодателей. Так, 24% компаний не знают размер премий своим сотрудникам, а 17% компаний — будут ли вообще выплачивать премии, соответственно, 47% работников отметили, что не знают о планах работодателя в отношении новогодних премий. «Это большая проблема работодателей — они до конца тянут с объявлением о годовых бонусах»,— говорит Юрий Вировец. Отмечая, что оставлять сотрудников в неведении плохо, поскольку «такое подвешенное состояние перерождается в тревогу и в итоге толкает работника к поискам более прозрачной компании».
Компании хотят подстраховаться, объясняют эксперты затягивание компаниями решений по премиям. «Ожидание весенней стагнации, экономическая нестабильность заставляют бизнес разрабатывать несколько сценариев развития событий, поэтому некоторые будут ждать конца года, чтобы объявить решения по премиям, некоторые — подсчитывать финансовые результаты до весны»,— говорит директор по консалтингу «ЭКОПСИ Консалтинг»Андрей Онучин.
Отмечают аналитики и другие тенденции при выплате новогодних бонусов — их все труднее заслужить. Опрос Kelly Services показал, что компании стали более требовательными и соотношение критериев, на основе которых выплачивают бонусы своим сотрудникам, существенно изменилось. Если в 2010 году от личной результативной работы зависело дополнительное вознаграждение у 38% опрошенных, то в 2011 году демонстрировать результаты ради бонуса должен был практически каждый второй — 48%.
«В этом году премиальные возможности у компаний были, но гораздо больше стало компаний, которые озаботились вопросом: а за что платить дополнительные деньги? Как следствие, озаботили своих сотрудников целями и задачами, выполнение которых и сопровождается дополнительным вознаграждением»,— отмечает гендиректор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.
Источник