Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня обсудим очень важный вопрос – важный и с экономической, и с социальной точки зрения. Поговорим сегодня о подготовке рабочих кадров, но не просто о рабочих кадрах, а именно о подготовке высококвалифицированных рабочих кадров – подготовке тех людей, которые сегодня действительно востребованы и в гражданской индустрии, и в оборонке, и вообще в высокотехнологичной сфере производства, в отраслях, которые, собственно говоря, и определяют конкурентоспособность страны.
Мы ставим в настоящее время перед собой в широком смысле масштабные задачи, которые связаны с модернизацией промышленности, да и не только промышленности – по сути, всех сторон нашей жизни. Говорим о глубокой именно модернизации, о кардинальном улучшении делового климата. Вот совсем недавно на встрече с коллегами из «Деловой России»обсуждали как раз проблемы, связанные с изменением к лучшему инвестклимата. Но и с другими предпринимательскими сообществами мы постоянно на этот счёт говорим. Но мы с вами прекрасно понимаем, что решить эти проблемы невозможно без людей, без так называемого человеческого капитала, без его кардинального улучшения, без улучшения нас с вами, потому что все мы должны меняться к лучшему - собственно говоря, и в этом состоит задача в той сфере, которую мы сегодня с вами обсуждаем.
К сожалению, здесь много потеряно за последние десятилетия. В 1990-х годах – мы знаем, что происходило с промышленностью – вот это сжатие серьёзное. Да и в начале 2000-х годов мы только-только начали всё преодолевать. Потом кризис 1998 года, кризис 2009–2010 годов. К чему приводит этот кризис? Кризисы вообще к чему приводят? Они приводят к сжатию производства, а это значит, что и сама экономика не востребовала нужного количества высококвалифицированных кадров. И в этом тоже проблема. Многие наши учебные заведения в этой сфере, по сути, застыли где-то на рубеже середины 1980-х годов прошлого века. Это и образовательная база, и технологическая база.
Всё это становится реальной проблемой сегодня, не только становится – стало уже реальной проблемой, которая сдерживает развитие, формирование рынка труда, способного обеспечить качественную и эффективную занятость. Сегодняшняя реальность заключается в том, что мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук и специалистов рабочих специальностей. По данным опроса, который был проведён предпринимательской организацией, – по-моему, Сергей Ренатович (С.Р.Борисов – президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России») вашей, «Опора России», да? – в текущем году именно проблема нехватки высококвалифицированных рабочих рук, высококвалифицированных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав такие чувствительные, проблемные точки, как коррупция и административные барьеры. Нехватка высококвалифицированных нужных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Для меня, честно говоря, это было удивительно, тем более что, на мой взгляд, «Опора России» провела достаточно репрезентативную выборку: 6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса было опрошено в 40 субъектах Российской Федерации. Это действительно серьёзная выборка.
Приведу и другой совершенно конкретный пример. По данным служб занятости, например вот здесь, в Петербурге, уже свыше трёх месяцев не могут найти нужного количества и нужной квалификации таких специалистов, которые, казалось бы, и не должны быть в дефиците: это слесари-сборщики в судостроительной промышленности и электросварщики. Ну электросварщики в судостроении – это вообще особая каста: там это вообще штучный товар, но в принципе, казалось бы на первый взгляд, должно быть достаточно таких специалистов. Нет, найти не могут в течение трёх месяцев нужного количества людей, причём предлагают и заработную плату не самую маленькую – свыше 50 тыс. рублей.
Очевидно, проблема носит комплексный характер. И здесь о чём нужно говорить? Отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста – вот это, во-первых. Низкий общественный престиж начального и среднего профобразования и, пожалуй, главное – несоответствие системы подготовки кадров реальным потребностям экономики, реальным потребностям рынка труда.
Что, на мой взгляд, нужно было бы сделать в первоочередном порядке? Следует серьёзно ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. Принципиально важно, чтобы в разработке профстандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и, конечно, профсоюзы. Со своей стороны предлагаю дополнительно подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ и, конечно, в оценке качества образования, уровня квалификации подготовленного специалиста. Для этого в ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней будут играть саморегулируемые организации бизнеса, их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур. Подчеркну – государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку созданию такой схемы.
Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека.
Задавая строгие требования к качеству подготовки специалистов, мы тем самым повышаем и общественный престиж таких профессий и, конечно, как я уже сказал, гарантируем нормальное, хорошее, достойное трудоустройство, как, например, здесь, в том учебном заведении, где мы находимся. И Карпеев Виктор Андреевич, руководитель, мне сейчас только сказал, с каким энтузиазмом разбирают практически всех выпускников этого учебного заведения. Более того, Виктор Андреевич сказал, что даже не хватает, взяли бы ещё больше, но количество выпускников пока недостаточно для предприятий Петербурга.
Второе важное направление работы – создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профессионального образования. Я знаю, что сегодня у нас в режиме видеоконференции будут рассказывать о своей работе наши коллеги из регионов (из Чебоксар, из Ижевска, из Череповца, из Первоуральска), и надеюсь, услышим от них, как организована работа по этому направлению. Я знаю, например, что компания «Северсталь» вкладывает немалые деньги в подготовку специалистов в учебных заведениях. Посмотрим. Я вижу на экране Мордашова (А.А.Мордашов) – руководителя компании, надеюсь, что Алексей Александрович расскажет, как работа идёт на «Северстали».
Здесь есть хорошие примеры и в металлургической промышленности, в автопроме, в авиастроении, но, к сожалению, пока ещё маловато. Пока, можно сказать, это только точечные проекты. Со своей стороны государство готово оказать прямую поддержку таким начинаниям, таким инициативам бизнеса, в том числе на принципах софинансирования. Такой позитивный опыт был накоплен в рамках нацпроекта «Образование».
Напомню, что в 2007–2009 годах в рамках приоритетного проекта «Образование» мы на эти цели выделили из федерального бюджета 8,8 млрд рублей. Софинансирование регионов составило 3,2 млрд рублей, а бизнес вложил 5,5 млрд рублей.
В качестве следующего шага мы начали трёхлетний проект – начиная с 2011 года до 2013 года – по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, причём ключевым условием предоставления федеральных средств является участие в этих программах как раз работодателей, предприятий важнейших отраслей экономики России.
Сейчас в проекте уже участвуют 30 регионов. В общей сложности эти субъекты Федерации смогут дополнительно привлечь для развития системы профессионального образования почти 10 млрд рублей, в том числе из этих 10 млрд 2,5 млрд рублей - из федерального бюджета. В 2011 году мы уже из федерального бюджета направили на эти цели 970 млн рублей.
Думаю, этот проект стоит расширить за счёт включения дополнительных отраслей, где подготовка специалистов особенно актуальна сегодня, а также увеличить число регионов-участников. Я прошу Министерство образования, других наших коллег, моих коллег подумать над этим предложением и сформулировать, что нужно сделать в ближайшее время.
Третье. Безусловно, за счёт федеральной поддержки, привлечения средств бизнеса мы будем оказывать содействие развитию начального и среднего образования. Я уже об этом сказал, но хочу подчеркнуть: субъекты Федерации должны значительно повысить внимание к этой теме, и не только потому, что она относится к региональной компетенции. Прежде всего хорошая система профобразования – в интересах самих регионов, это базовое условие для их социально-экономического развития.
Какие наиболее проблемные точки хотел бы выделить? Почти четверть зданий (четверть почти!) системы начального и среднего профобразования находится в аварийном состоянии или требует капитального ремонта. Конечно, такие учебные заведения, как то, где мы сейчас находимся, являются скорее исключением, чем правилом. Конечно, это, безусловно, вызывает гордость тех, кто это сделал в Петербурге, и я вижу – и преподаватели здесь с удовольствием работают, и ребята учатся с удовольствием, и спортивная база великолепная, технологическая, бытовые условия замечательные. Но повторяю ещё раз: к сожалению, таких учебных заведений в сфере подготовки специалистов такого профиля и такого уровня пока очень мало. Многие действующие учебные заведения не имеют ни столовых, ни спортивных залов, не то что здесь: и зал спортивный, и бассейн, и на улице есть спортивные сооружения, но это, повторяю, к сожалению, пока исключение. В этой связи считаю правильным оказать регионам поддержку в проведении ремонта аварийных зданий, прошу Минобрнауки и Минфин представить свои соображения на этот счёт.
Далее. Я уж не стал спрашивать, сколько здесь преподаватели получают, но в среднем по стране это пока очень скромно. В системе начального профессионального образования до 10 тыс. среднем. Где-то есть, конечно, и побольше, но в среднем не дотягивает даже до 10 тыс. Среднее профессиональное образование – это где-то в среднем 15 тыс. с небольшим. В некоторых регионах – просто не знаю, как это возможно, – получают зарплату на уровне МРОТ, минимального размера оплаты труда. Это вообще никуда не годится. Вот мы сейчас решаем последовательно задачу повышения уровня зарплаты учителей в средних школах до среднего по экономике. Будем, безусловно, подтягивать к этому уровню и хороших специалистов в школах искусств, других учебных заведениях подобного рода. Уже неоднократно говорили о необходимости повышения заработных плат в системе дошкольного образования, в детских садах и так далее. Но про систему профессионального образования, конечно, забывать тоже нельзя. Я обращаю внимание регионов: давайте вместе подумаем на тему о том, что нужно в самое ближайшее время в этой сфере сделать. Если достойную заработную плату не платить, так мы здесь никогда не соберём нужных нам специалистов.
Отмечу, что для этого у субъектов Федерации есть всё необходимое. Знаю про финансовые проблемы: денег всегда не хватает, но знаю так же и то, что в этом году, например, большинство субъектов Российской Федерации сведёт свои бюджеты с профицитом. Надеюсь, что мои региональные коллеги обратят на это самое пристальное внимание. Будем с вами по этим вопросам в постоянном контакте. Знаю, что в некоторых регионах, конечно, ситуация не такая уж и печальная. Но, повторяю: нам нужно, чтобы это было не в некоторых регионах, а повсеместно.
Четвёртое. Нужно сделать так, чтобы молодёжь видела те перспективы, которые открывает профессиональное образование, возможности, которые создают новая экономика, развитие технологий, как меняется само содержание профессий. Ещё раз хочу обратиться к опыту того учебного заведения, где мы находимся. Здесь совершенно очевидно, что ребятам интересно: работают на новейшем оборудовании, на самом современном, и по-настоящему учатся тому, чем они будут заниматься на высокотехнологичных производствах сегодня, после окончания этого учебного заведения. Наш проект по созданию 25 млн современных рабочих мест как раз направлен на то, чтобы сформировать новое качество занятости, повысить спрос на квалифицированный труд, а значит, приподнять и его общественный престиж. И конечно, нужно поддерживать людей талантливых, работающих в этой сфере. В системе высшего образования давно существует система специальных стипендий для наиболее успешных студентов. Считаю, что такая система должна быть создана и для среднего, и начального профобразования, поэтому мы приняли решение учредить 5 тыс. стипендий Правительства Российской Федерации для лучших учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов.
Предлагаю регионам и бизнесу подумать об аналогичных программах и инициативах.
Я предлагаю нашу последующую работу выстроить следующим образом: послушать наших коллег, которые собрались в регионах, а потом выступят те, кто здесь со мной вместе в Петербурге находится в этом зале.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина
Уважаемые коллеги, друзья! Я не буду возвращаться к важности вопроса, который мы сегодня обсуждаем. Хочу только сказать, что совсем недавно, несколько лет назад, нам не казалось, что это уж такая важная тема: ну нет высококвалифицированных специалистов, рабочих профессий – вроде как и не надо, ничего особенного и не происходит. А того, что есть, того, что требуется, в общем-то и достаточно. Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является такой же преградой на пути развития, как инфраструктурные ограничения, как отсутствие дорог, достаточного количества электрической энергии, средств связи и так далее. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. И сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало такой барьер известный: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является естественным ограничителем нашего роста. И этот вопрос выходит в повестку дня, в число первых.
Сегодня прозвучало очень много интересных и важных предложений. Хочу поблагодарить и наших коллег в регионах Российской Федерации, которые на местах нам рассказывали о том, что они там делают. Оттуда тоже прозвучали абсолютно конкретные предложения, связанные с улучшением этой сферы деятельности, с коренными изменениями там. В том числе и из Чебоксар прозвучали такие предложения (я их запомнил, обязательно постараемся сформулировать), из других мест. Здесь коллеги высказались очень интересно, сформулировали хорошие, интересные предложения. Мы это всё обобщим и постараемся внедрить.
Конечно, всё, что касается налоговых льгот, послаблений, – это сфера особого внимания. Я абсолютно согласен с Александром Николаевичем (А.Н.Шохин), с другими коллегами: нужно не бояться и в этой сфере действовать, может быть, аккуратно, но тем не менее двигаться. Думаю, что мы найдём здесь компромиссы, развязки такие, которые помогут нам непростые, но необходимые к решению задачи преодолевать эффективно, в нужные нам сроки и с должным качеством.
Всех вас хочу поблагодарить за совместную работу сегодня. Спасибо большое!