Юрий Вировец,
Президент Группы компаний HeadHunter
Единственным программным тезисом в статье Путина, выраженным в цифрах, является создание 25 млн высокотехнологичных хорошо оплачиваемых рабочих мест в течение то ли 6, то ли 10 лет. Тут же дается расчет, кем будут заполняться эти рабочие места: 8–9 млн — новые молодые работники, еще 2–3 — это недовольные бюджетники, 10 — перейдут из архаичных и отсталых производств. Итого получается максимум 22 млн человек на 25 млн мест. На 3 млн, видимо, предполагается привлечь мигрантов.
Проблема в том, что в России здесь и сейчас уже имеется, по меньшей мере, несколько сот тысяч высокооплачиваемых и требующих высокой квалификации вакансий, на которые работодатели не могут найти подходящих сотрудников. Дефицит хороших работников — это красная нить любой кадровой конференции.
Эти вакансии не закрываются ни молодыми специалистами, ни тем более бюджетниками или работниками отсталых производств. Причина, в частности, в высоких квалификационных требованиях, которые предъявляют к кандидатам работодатели. Делают они это не по своей вредности, а потому, что современная экономика и бизнес очень сложны и требуют от работников не только качественной базы школьного и высшего образования, но и постоянного повышения квалификации.
Наивно полагать, что человек, проработавший хотя бы несколько лет на отсталом производстве, вдруг, перейдя на новую работу, станет компетентным профессионалом. Для переобучения требуются титанические усилия, как самого работника, так и государства, которое должно создавать инфраструктуру непрерывного повышения квалификации.
К сожалению, тот человеческий капитал, которым обладает сегодня Россия, за прошедшие 10 лет сильно деградировал в профессиональном плане. По замечанию одного известного рекрутера, скоро, чтобы быть хорошим кандидатом, нужно будет просто уметь читать.
У нас действительно очень высокий по сравнению с другими странами формальный уровень образованности населения, но содержательно диплом о высшем образовании девальвировался и перестал рассматриваться работодателями как важный фактор при приеме на работу. И сравнение с Южной Кореей или Канадой выглядит откровенной натяжкой, учитывая, что в рейтингах лучших университетов Канада опережает Россию более чем в три раза, а Южная Корея в два (17 канадских университетов находятся в рейтинге Top 400 Qs.com, 10 корейских и только пять российских).
Но дело даже не в предвыборных риторических гиперболах. Проблема в перевернутой логике. Сначала должна появиться масса высокопрофессиональных людей, которых, нужно это прямо признать, сейчас нет, а уж они создадут хорошие рабочие места, если государство будет добросовестно выполнять свои обязанности: обеспечит справедливый суд, качественную инфраструктуру, безопасность, то есть попросту тоже станет профессиональным.
Именно возвращение профессионализма и трудовой этики должно быть положено в основу экономической программы развития.
Источник ИЗВЕСТИЯ