По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), потребность российской экономики в квалифицированных ИТ-кадрах в 2012 году составит от 81 до 161 тыс. человек. При этом специалисты, заканчивающие вузы, нуждаются в дальнейшем профессиональном обучении. Реальную квалификацию и ценность они получают не ранее чем через 2 года работы.
Таким образом, спрос на качественных, высокопрофессиональных ИТ-специалистов во многом превышает предложение в целом. Российские топ-менеджеры отмечают, что при реализации все более сложных, нестандартных и инновационных ИТ-проектов, которые необходимы для поддержки стремительно развивающегося бизнеса, они все чаще сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров, причем как специалистов-предметников, так и менеджеров проектов. Особенно это ощущается при реализации проектов в российских регионах.
По прогнозам АП КИТ, дефицит рабочей силы в этой отрасли сохранится еще долго. Результаты исследования АП КИТ подтверждаются и данными кадровых агентств. Например, по данным кадровых порталов superjob. ru и hh.ru, рост спроса в течение уходящего года составлял 50-60%.
Сегодня ИТ-отрасль очень перспективна, и не находит здесь работы лишь тот, кто своевременно не позаботился о повышении своей квалификации. Поскольку высокие технологии - сфера очень динамичная, задумываясь о продвижении в ней и о текущем спросе, нужно смотреть на несколько лет вперед и мыслить стратегически. При таком подходе вы будете востребованы не только сегодня, но и завтра. Особенно это актуально для молодых специалистов, которые только выбирают профессию либо начинают свой профессиональный путь. Для ребят в данной ситуации очень важны правильные ориентиры. Но и для тех, кто уже давно работает в этом динамичном сегменте, важно держать руку на пульсе, чтобы не потерять конкурентоспособность.
Спрос на качественных, высокопрофессиональных ИТ-специалистов во многом превышает предложение. В 2011 году, по данным кадровых порталов, рост спроса составлял 50-60%
Сфера высоких технологий очень быстро развивается, поэтому от специалистов, которые поддерживают все эти новинки, требуется постоянная работа над собой, непрерывное обучение новым технологиям. Среди этих новых технологий - разработка приложений для мобильных устройств и социальных сетей или поддержка ИТ-инфраструктуры предприятия в Cloud. Другой наглядный пример: системный администратор, который лет 10 назад объединял в сеть персональный компьютер, сервер и принтер, сегодня должен уметь подключить туда же мобильный телефон и обеспечить интеграцию с системой парт нера, который работает за пределами России и использует совсем другую платформу. А еще хорошо бы подключить в общекорпоративную сеть любимые гаджеты топ-менеджеров, например iPad, которые могут и не являться корпоративным стандартом, и обеспечить всему этому разнообразному техническому парку одинаково высокий уровень защиты корпоративной информации и качественную сов местную работу. Все это требует немалых знаний.
В разных странах по-разному, но тем не менее наблюдается общий тренд: уровень безработицы в сфере ИТ в 2 раза ниже, чем в любой другой отрасли. Например, в США уровень безработицы равен 9,8%, но для специалистов в сфере ИТ он менее 4%.
Еще один важный тренд: ИТ-специалистам нужно не только хорошее знание технологий, но и дополнительные знания и навыки в смежных областях, таких как менеджмент и бизнес-планирование, управление финансами и человеческими ресурсами и т. д. Наиболее показательный пример: знания в области управления проектами, где необходимо аккумулировать финансовые, материальные и человеческие ресурсы и эффективно управлять ими. Понятно, что здесь необходимо изучать и основы бюджетирования и финансового планирования, и принципы менедж мента и основы маркетинга, дающие понимание работы с потребностями целевых аудиторий. Даже при блестящих знаниях самих технологий без дополнительных знаний в области экономики и управления предприятиям сегодня не обойтись.
Потребность в таких знаниях удваивается, когда CIO необходимо защищать перед советами директоров бизнес-планы предстоящих комплексных ИТ-проектов, а это в российской действительности происходит все чаще, так как российские ИТ-директора постепенно переходят от управления текущими затратами на ИТ к комплексному и эффективному управлению ИТ-активами. И сегодня российский менеджмент все более приходит к пониманию того, что ИТ-инфраструктуру необходимо просчитывать, строить и модернизировать, ориентируясь на будущие нужды бизнеса, так как процесс построения ИТ-инфраструктуры - дело сложное и длительное.
Можно отметить, что все более сложные технологии и комплексные ИТ-проекты, тесно интегрированные с основным бизнесом, требуют все более высококвалифицированных специалистов. Конечно, все хотели бы взять на работу выпускника вуза, который сразу может включиться в рабочий процесс, однако рассчитывать, что вузы будут готовить специалистов такого класса, было бы немного завышенным ожиданием. Поэтому те компании, кто раньше других это осознал, уже давно и активно сотрудничают с вузами, организуя образовательные программы по своим технологиям и вовлекая студентов в рабочие проекты в рамках производственной практики. В результате такие компании получают более подготовленных специалистов.
Источник