Частично решить проблему могло бы привлечение студентов из-за рубежа. Только Россию на этом рынке не ждут, пишет
Высшую школу ожидает кризис, переживут который далеко не все. Минобрнауки прогнозирует: через 3–4 года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 году число выпускников школ сократится до 700 тыс. против 1,3 млн в 2006-м). Процесс уже начался. «Мы живем в другой жизни, – говорит министр образования и науки Анд рей Фурсенко. – До 2006 года высшая школа развивалась экстенсивно, набор студентов постоянно рос. Мы думали, что этому не будет конца. А сегодня столкнулись с условиями мощного демографического спада». При этом, по его мнению, идти на резкое сокращение числа вузов нельзя. Иначе еще через десять лет страна столкнется с обратной проблемой – их нехватки.
Так, может, самое время обратить взор на продолжающий расти рынок экспорта высшего образования? За последние 30 лет его объем в мире увеличился в разы. В России в 1990-е годы, наоборот, наблюдалось сокращение числа иностранных студентов и международных образовательных программ, которое теперь предстоит наверстывать.
Ради чести и престижа
Иностранцы могли бы частично компенсировать потери вузов от демографического кризиса. Но одного желания здесь недостаточно. С одной стороны, России есть что предложить: ее научные школы, в том числе математическая, имеют определенный авторитет в мире. Достаточно посмотреть на количество российских преподавателей в американских университетах. Считаются также востребованными выпускники российских медицинских вузов и компьютерных специальностей. Статистика тоже позитивна – за последние несколько лет число иностранных студентов в российских вузах, обучающихся по очной форме обучения, выросло примерно на 10%, превысив 70 тыс. человек, еще около 40 тыс. обучаются по другим формам обучения. Примерно половина – выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные – «настоящие» иностранцы преимущественно из стран Азии, Африки и Индии.
«Спрос на российское высшее образование продолжит увеличиваться. Удовлетворение технологических запросов общества в сфере альтернативной энергетики, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, космических исследований, новых материалов будет требовать фундаментальных знаний, в том числе на стыке наук, – говорит Борис Деревягин, руководитель аналитической службы Российского союза ректоров. – А российская образовательная модель является единственной образовательной моделью, которая может предложить и фундаментальные знания, и исследовательскую практику».
Российское образование – для русских
В то же время, несмотря на положительную динамику, нынешнее число иностранных студентов в России можно считать каплей в море. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4% (таблица 2). Правда, здесь не учитываются граждане СНГ и Прибалтики, обучающиеся на условиях общего приема, но даже вместе с ними процент иностранных студентов-очников не превышает 2%. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, составляя только 2% от их общего количества. Лидером по-прежнему являются США (около 20%). Кроме того, быстро наращивают объемы экспорта Канада, Испания, Сингапур, Тайвань.
Как показывает практика, научных школ и желания для привлечения иностранных студентов мало. «Например, колоссальных результатов в экспорте образования добилась Австралия, которая уже занимает вторую позицию в мире после США, – говорит Владимир Зернов, ректор Российского нового университета. – А ведь в Австралии ничего своего нет. У них студенты и профессура – «привозные». Только знания свои. Долгие годы там поддерживались только государственные вузы. Пока не пришло понимание, что здесь тоже нужна конкурентная среда. И стали поддерживать тех, кто демонстрирует реальные результаты вне зависимости от формы собственности. После этого пошел рост экспорта на 30–50% в год».
Почему Россия оказалась на обочине? Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. Обучение хотя бы на английском языке сегодня могут осуществлять лишь единицы учебных заведений, в международные рейтинги университетов пока стабильно входят только два российских вуза – МГУ и СПбГУ, причем их позиции, мягко говоря, далеки от лидерских. Про условия пребывания можно вообще не говорить. «Для увеличения числа иностранных студентов необходима государственная поддержка строительства общежитий для них, – продолжает Владимир Зернов. – Студенты не могут снимать квартиры – это дорого. И, конечно, должно быть другое отношение в обществе. Сегодня с иностранцами вечные проблемы, их могут забрать в милицию, если у них просто неправильно что-то оформлено».
Проблема количества перерастает в проблему качества – в Россию едут студенты, которые по тем или иным причинам не попали в европейские или американские вузы.
Узкий взгляд
Существует также проблема отсутствия маркетинговых стратегий в самих вузах. «Многие просто не знают, откуда им ждать студентов, – говорит ректор РУДН Владимир Филиппов. – Сегодня каждый вуз должен решать эту проблему самостоятельно: открывать зарубежные представительства, предлагать свои образовательные услуги. Другие страны имеют для этого специализированные организации, работающие через посольства и решающие все проблемы привлечения студентов централизованно».
По мнению экспертов, сегодня наиболее перспективными для России являются такие направления, как страны постсоветского пространства, русские эмигранты, проживающие в США и Европе, а также страны, с которыми исторически были налажены связи еще во времена СССР (Африка, Азия, Латинская Америка). По словам Бориса Деревягина, необходимо также активнее приглашать к обучению в российских вузах граждан Китая и Индии, которые сегодня являются одними из основных поставщиков иностранных студентов в университеты Европы и США. Например, из 10 млн китайских студентов только 30% обучаются на родине. Правда, ожидается, что Поднебесная также столкнется с проблемой демографического кризиса из-за программы ограничения рождаемости.
К ряду стран требуется индивидуальный подход – например, в Латинской Америке много своих вузов, в которых можно обучаться бесплатно. В то же время с этими странами можно было бы работать с целью привлечения студентов только в рамках программ подготовки магистров.
Не умеешь – научим
В рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» предполагается, что все проблемы можно решить благодаря государственной поддержке. К 2020 году доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего английском), должна достигнуть в российских вузах не менее 10%, за рубежом появится около 15 их филиалов и представительств, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. И дальше в том же духе. Все это в итоге приведет к увеличению доли России на мировом рынке образовательных услуг с 2 до 7%, а в числе первых 100 университетов по международным рейтингам появится не менее 10 российских вузов.
Одна из основных целей программы – получение доходов. Планируется, что к 2020 году прибыль от экспорта образовательных услуг будет составлять 10% от объемов государственного финансирования. «Наличие иностранных студентов для современного вуза – это норма, – отмечает Владимир Тимонин, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного технического университета (МАМИ). – Это, конечно, и элемент престижа, но главным аргументом должна стать именно финансовая выгода. Ведь традиционно иностранные студенты платят за обучение больше российских. Значит, поступления в бюджет вуза с увеличением иностранного контингента увеличиваются. Конечно, чтобы это стало возможным, вузу необходимо содержать эффективную международную службу и тратить деньги на международную рекламу. Но, как показывает опыт, это себя оправдывает».
Сегодня стоимость обучения для них уже вплотную приблизилась к европейским расценкам и составляет $2–3 тыс. в год. То есть при увеличении числа иностранных студентов в 2,5 раза они смогут приносить системе высшего образования $550–800 млн. Только достичь этих цифр можно при условии, что вузам удастся удержать цены. Крайне сложная задача в условиях демографического кризиса. Не говоря уже о том, что ряд крупных зарубежных вузов сегодня заявляют о готовности предоставлять обучение за 1 тыс. евро в год, а некоторые программы читаются бесплатно. «В Европе, помимо бесплатных университетских программ, существуют различные фонды поддержки талантливых студентов, – рассказывает Владимир Филиппов. – У нас также для иностранцев есть бюджетные стипендии, количество которых в последние годы было увеличено, однако объемы поддержки все равно несопоставимы. Мы, например, чтобы поддерживать количество иностранных студентов, предоставляем им образовательные услуги по более низким ценам, чем студентам-контрактникам из России».
Обучить хотя бы министра
Прежде чем что-то получить, государству придется немало вложить, но проблему демографического кризиса решить, в любом случае, этим вряд ли удастся. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг слишком сильна. Эксперты говорят, что развивать работу с иностранными студентами все равно нужно. «Работа с иностранными студентами решает многие другие задачи, – говорит Владимир Филиппов. – Прежде всего, это важно с точки зрения геополитики – например, среди наших выпускников много представителей мировой элиты, руководителей и министров стран Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, работа с иностранцами всегда стимулирует учебный процесс вуза – подтягивает его уровень обучения к международному». Работу по увеличению экспорта надо проводить вне зависимости от угроз демографического кризиса – он рано или поздно пойдет на спад. А вот от того, какое образование получили те, кто будут править миром в ближайшие десятилетия, будет по-прежнему зависеть очень много.
Таблица 1. Численность студентов в государственных и муниципальных вузах, принятых на общих основаниях
Год | Принятых студентов, тыс. чел. | Динамика, % | Общая численность, тыс. чел. |
---|---|---|---|
2005 | 1372,5 | -0,8 | 5985,3 |
2006 | 1376,7 | +0,3 | 6133,1 |
2007 | 1384,0 | +0,5 | 6208,4 |
2008 | 1362,7 | -1,5 | 6214,8 |
2009 | 1329,6 | -2,5 | 6135,6 |
Источник: Росстат
Таблица 2. Доля иностранных студентов (очная форма обучения в государственных вузах) на основании данных за 2008–2009 учебный год:
Число студентов, тыс. | Доля, % | |
---|---|---|
Студентов, обучающихся на условиях общего приема | 3152,8 | 98,6 |
Иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, обучающихся по международным соглашениям | 10,0 | 0,3 |
Граждан других иностранных государств | 34,9 | 1,1 |
Итого | 3197,8 |
Источник: Минобразования
Таблица 3. Контингент иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных вузах
2006 | 2007 | 2008 | Доля от общего числа иностранных студентов (на основании данных 2008 года), % | |
---|---|---|---|---|
Студентов из стран СНГ, обучающихся на условиях общего приема | 24731 | 23468 | 24827 | 35,3 |
Студентов из стран Прибалтики, обучающихся на условиях общего приема | 762 | 552 | 477 | 0,7 |
Студентов из стран СНГ и Прибалтики, обучающихся по международным соглашениям | 5578 | 8233 | 9996 | 14,2 |
Студентов из других стран | 32769 | 35318 | 34933 | 49,7 |
Общее число иностранных студентов | 63840 | 67571 | 70233 |
Источник: Минобразования
Маргарита Арановская