Подавляющее большинство работодателей не рассматривают социальные сети как инструмент для поиска сотрудников, а среди соискателей положительным опытом трудоустройства через онлайн-сообщества могут похвастаться только 3%. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала
По мнению большинства представителей российских компаний (74%), эффективность поиска персонала на подобных порталах близка к нулю, поэтому они не считают нужным задействовать их в своей работе. Стоит отметить, что в ряде компаний кадровики не используют соцсети, поскольку их посещение с рабочих компьютеров запрещено, но и в тех компаниях, где доступ открыт, социальные сети признаны малоэффективным средством поиска персонала: «Не для того там люди находятся»; «Ни одного отклика не было получено, поэтому мы прекратили подобные эксперименты». По сравнению с 2009 годом число работодателей, не рассматривающих соцсети как средство рекрутмента, возросло на 3 процентных пункта.
Ищут сотрудников в соцсетях 14% отечественных предприятий и организаций (год назад таких было несколько больше – 16%). В свою очередь количество компаний, проверяющих соискателей посредством соцсетей, практически не изменилось (12% против 13% в 2009 году). Некоторые рекрутёры используют соцсети при хедхантинге (переманивании сотрудника у конкурентов). «Как правило, мы ищем контакт с кандидатом из конкурирующей компании», - уточняют они.
Скепсис работодателей относительно использования социальных сетей в непростом деле поиска персонала разделяют и соискатели, являющиеся пользователями Интернета. По их словам, основное предназначение социальных сетей – виртуальное общение – никак не ассоциируется с поиском работы. «Социальные сети изначально ориентированы на общение, а не на поиск работы»; «Вряд ли серьёзный работодатель будет искать сотрудников таким способом», - убеждены респонденты (53%). Наиболее категоричны в этом отношении респонденты с доходом от 40000 до 50000 рублей в месяц (56%).
Неудачный опыт поиска работы в соцсетях имели 44% опрошенных, по мнению которых там «редко встречаются серьёзные предложения», «несовершенная система поиска» и «много спама». Чаще остальных с неудачей в поиске работы в социальных сетях сталкивались российские интернет-пользователи старше 50 лет (50%): «Считаю, что там нет достойной, перспективной и серьёзной работы для человека с высшим образованием и определённым опытом»; «Искала, но ничего из предложенного мне не подошло. Требуются в основном молодые люди без специальных навыков».
Трудоустроиться с помощью социальных сетей сумели лишь 3% отечественных пользователей Интернета. Кого-то из них работодатели находили самостоятельно: «Меня уже два раза находили и предлагали работу через «Мой Круг» (сервис Яндекса)». Другим помогли друзья по виртуальному сообществу: «Я установила на сайте «В Контакте» статус «Ищу работу», и его заметила моя подруга. Она и позвала меня в компанию, где работает сама».
Напомним, что по данным компании HeadHunter,
«Работу в социальных сетях ищут себе в основном те, кто там активен — маркетологи, журналисты, пиарщики, специалисты IT», — поясняет Денис Марков, руководитель службы социальных медиа HeadHunter. По мнению Маркова, у социальных сетей есть важное преимущество перед резюме — ты не ограничен одной страницей, в твоем распоряжении гигабайты свободного пространства для любого вида информации. На его взгляд, в социальных сетях можно ближе узнать человека и более осознанно предложить ему работу. Но есть и недостаток — у них нет удобных инструментов для HR-специалистов, а значит, социальные сети слишком сложны для поиска персонала в крупных масштабах.