Екатерина Горохова, Вице-президент Kelly Services, Inc. (США) и Генеральный директор Kelly Services CIS.
Последнее всероссийское исследование Kelly Services, проведенное среди ведущих российских и западных компаний показало – в 2010 году многие компании отказались от консервативной политики в отношении своего HR бюджета, планируя увеличить затраты на привлечение, удержание, зарплаты и бонусы своих сотрудников.
Аналитический центр международной компании по предоставлению решений в области управления персоналом Kelly Services и отделение «Кадровый консалтинг»
В первом подобном исследовании компании, проведенном в апреле 2009 года, приняли участие 94 ведущие российские и западные компании, в 2010 году количество участников достигло 106.
В рамках исследования проводился анализ следующих аспектов:
- Динамика изменения численности персонала в 2009-2010 гг.
- Динамика изменений заработной платы сотрудников 2009-2010 гг. и основные факторы, влияющие на принятие решения об изменении размера оклада сотрудников
- Динамика изменений размера бонусов и премий, выплачиваемых сотрудникам в 2009-2010 гг.
- Изменение портфеля дополнительных компенсаций и льгот для сотрудников
- Тенденции бюджета на развитие HR-бренда компании
1. Изменение численности персонала в 2009-2010 гг.
В 2008-2009 гг. одна из наиболее популярных мер по сокращению затрат на персонал – сокращение численности. В апреле 2009 года 39% компаний заявили о прошедших с середины 2008 г. в их рядах сокращениях – в среднем на 17%. Среди отраслей-лидеров по сокращениям – Финансы, инвестиции, страхование (63% компаний), Услуги для бизнеса (57%) и Товары народного потребления (52%). 30% компаний сообщили, что их численность в этот период не изменилась, и 31% компаний (Фармацевтика и медицина, ИТ и Телеком) показали рост численности персонала – в среднем на 15%.
Период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. демонстрировал схожую, хотя и несколько более позитивную динамику: 37% компаний персонал сокращали (в среднем на 14%), 33% компаний своей численности не меняли, и 30% компаний достаточно активно увеличивали свой штат (в среднем на 26%).
До конца 2010 г. планы работодателей в еще большей степени направлены на рост: хотя 18% респондентов исследования планируют дальнейшую оптимизацию численности (в среднем на 6%), а 2% компаний не планируют менять свою численность, уже 40% планируют довольно активный рост (в среднем на целых 36%).
2. Изменение размера фиксированной части заработной платы (оклада) сотрудников в 2009-2010 гг.
Исследование 2008-2009 гг. показало, что на тот момент большинство компаний продолжали выплачивать заработную плату на уровне 2008 года. Падение курса рубля к мировым валютам не оказало значительного влияния на политику выплат заработных плат или их размер: 58% компаний-участниц исследования на апрель 2009 года не пересмотрели размер базовой части заработных плат и не планировали это делать в дальнейшем, 31% компаний провели (или запланировали сделать это) увеличение размера заработных плат (в среднем на 10%), 11% компаний провели (или запланировали) уменьшение размера заработных плат (в среднем на 25%). Наиболее значимыми факторами для работодателей при принятии решения об изменении заработных плат на тот момент были: Показатели деятельности компании в России (для 62% участников исследования) и Индивидуальные показатели работника(для 51% участников исследования).
В период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. многие компании пересмотрели свою точку зрения на вопрос изменения размера базовой части заработной платы: только 6% работодателей действительно сократили зарплаты своим сотрудникам (в среднем на 11,3%, большая часть этих компаний имеет 100% российский капитал), 12% участников исследования никаких изменений не проводили, 18% участников исследования проводили выборочные повышения в индивидуальном порядке, и 65% компаний повысили оклады всех или значительной части своих сотрудников (в среднем на 10%).
До конца 2010 года планы работодателей следующие: 20% компаний размер базовой части заработной платы менять не будут, 17% еще не определились, 2% будут оклады сокращать (в среднем на 22,5%), 61% будут их повышать (в среднем на 8,6%).
Наиболее значимыми факторами для работодателей при принятии решения об изменении уровня заработных плат на данный момент являются: Индивидуальные показатели работника (для 66% участников исследования),Показатели деятельности компании в России (53%) и Инфляция (48%).
3. Изменение принципов расчета бонусов сотрудников в 2009-2010 гг.
По итогам 2009 г. 42% компаний-участниц исследования выплатили бонусы Всем своим сотрудникам, 21% Группесотрудников, 12% Нескольким сотрудникам в индивидуальном порядке и, наконец, 18% компаний бонусы по итогам 2009 г. не выплачивали. Средний совокупный размер премий и бонусов, выплаченных сотрудникам в 2009 г. составил 19,2% от годовой заработной платы.
На 2010 год планы работодателей следующие: 73% компаний планируют выплачивать бонусы и премии (включая 6% компаний, которые планируют выплаты премий только управленческому звену), 10% компаний не предполагают выплат бонусов в 2010 г., 16% на настоящий момент не приняли решение о выплатах. Прогнозируемый средний совокупный размер премий и бонусов, которые будут выплачены сотрудникам по итогам 2010 г. (процент от годовой заработной платы) составит 21,8%, при этом наибольшие бонусы (если сравнивать % от заработной платы) получат сотрудники отделов продаж, на втором месте – топ менеджмент. Почти во всех категориях персонала прогнозируется увеличение размера бонусов в 2010 г. по отношению к предыдущему году.
4. Материальные льготы и другие расходы на сотрудников в 2009-2010 гг.
В конце 2008 – начале 2009 года значительная часть компаний произвела сокращение многих статей расходов на персонал. Наибольшим сокращениям подверглись расходы на Корпоративные мероприятия (85% компаний-участниц исследования сократили или отменили полностью бюджет на данные расходы), Обучение сотрудников(74%), Услуги кадровых агентств/ Рекрутмент (65%), Командировки (56%) и Представительские расходы (33%). Так называемый «Социальный пакет» работников не претерпел столь сильных изменений – наиболее популярные статьи сокращения расходов здесь: Компенсация расходов на мобильную связь (24% компаний), Льготное кредитование (16%) и Компенсация занятий спортом (13%). Бюджет на ДМС для сотрудников в 2008 – начале 2009 г. сократили 11% компаний.
В 2010 году бюджет на «социальный пакет» не претерпит значительных изменений. Основная тенденция сейчас – придерживаться выбранной стратегии по льготам с постепенным их расширением. Основной рост наблюдается среди следующих статей расходов на персонал: Компенсация расходов на питание (14% компаний планируют увеличить бюджет на данную льготу), Компенсация занятий спортом (9%) и Компенсация расходов на проезд (9%). Некоторые компании планируют сократить те или иные статьи затрат на персонал: Предоставление личного автомобиля (7% компаний), Компенсация на автомобиль (5%) и Компенсация мобильной связи (5%). Разнонаправленную тенденцию демонстрирует бюджет на Обучающие программы: 32% компаний заложили увеличение бюджета на 2010 г. по сравнению с 2009, тогда как 12% планируют сокращение данной статьи расходов – в ключе тенденции поиска более экономичных схем обучения персонала, используя новые информационные технологии и ресурсы штатных сотрудников.
5. Бюджет на развитие HR-бренда компании
Помимо традиционных материальных способов мотивации персонала, таких как заработная плата, выплата бонусов, предоставление страховок, оплата обедов, мобильной связи и пр., большинство компаний прилагают дополнительные усилия, направленные на удержание текущих сотрудников и на создание позитивного имиджа работодателя для привлечения новых.
В текущем исследовании на вопрос «Выделяется ли в вашей компании специальный целевой бюджет на развитие бренда работодателя в 2010 году?» только 36% респондентов ответили утвердительно. При этом практически все компании в той или иной форме планируют в 2010 году дополнительные мероприятия, направленные на создание бренда работодателя и на удержание сотрудников. Далее приведен рейтинг таких мероприятий среди работодателей. Интересно, что в 2010 г. большая часть мероприятий ориентирована «вовнутрь» (на удержание текущих сотрудников). Лидеры рейтинга – новые программы обучения и развития, корпоративные мероприятия, программы оценки действующих сотрудников, исследования внутреннего климата (лояльность и удовлетворенность). Мероприятия, направленные на позиционирование компании как работодателя «вовне» (участие в ярмарках вакансий, привлечение выпускников, имиджевая реклама), планирует менее трети компаний-респондентов.
Основные выводы исследования:
Несмотря на то, что говорить о преодолении кризиса пока еще рано, результаты исследования свидетельствуют о постепенном разогреве рынка труда:
параллельно с сохраняющейся тенденцией оптимизации численности персонала в ряде компаний, многие работодатели планируют активно увеличивать свой штат, что подтверждается ростом количества вакансий на рынке труда;
большинство компаний (80%) увеличили или увеличат зарплаты значительной части своих сотрудников хотя бы 1 раз за период с весны 2009 г. до конца 2010 (в среднем на 10%);
значительное количество компаний (72%) прогнозирует выплату бонусов сотрудникам в 2010 году, и прогнозирует увеличение этих бонусов в размере по сравнению с предыдущим годом. При этом компании более избирательно подходят к определению уровня вознаграждения и бонусов, эти параметры в большей степени зависят от конкретных результатов сотрудника;
многие компании сохраняют подход экономии затрат по отношению к бюджету на дополнительные льготы и компенсации – он в основном остается на уровне экономного 2009 года, демонстрируя незначительный рост по некоторым статьям (в большинстве случаев связанный с ростом стоимости данных услуг у поставщиков и инфляцией);
готовность работников к поиску новых возможностей и смене работодателя увеличивается (что подтверждается исследованиями Келли уровня лояльности кандидатов), что может вызвать увеличение текучести персонала в 2010 г. и, как следствие, новый виток борьбы компаний за сотрудников через новые повышения заработных плат.
Данные являются результатом развернутого опроса, проведенного Аналитическим центром Kelly Services и отделением «Кадровый консалтинг»