Анализ демографической ситуации в России, и особенно на Дальнем Востоке, свидетельствует о том, что численность трудоспособного населения неуклонно снижается. В этих условиях привлечение иностранной рабочей силы, и в первую очередь из КНР, как считает ряд экспертов, является обоснованной необходимостью для обеспечения быстрого развития дальневосточного региона
Самым массовым и распространенным видом китайской миграции является трудовая миграция. Она будет определяющей и в ближайшей перспективе. Весьма опасным типом китайской миграции является нелегальная миграция из-за бесконтрольности ее масштабов. Именно она создает главные проблемы, вызывающие тревогу общественности и угрожающие национальной безопасности Российской Федерации.
Несмотря на сложность и противоречивость миграционных процессов на Дальнем Востоке, в России на федеральном и региональном уровнях пока не выработана еще миграционная политика, соответствующая требованиям времени, его угрозам, рискам и вызовам, что не может не влиять на безопасность государства.
Основная масса категорий китайцев (более 90%) – это представители трудовой миграции. Ее составляют рабочие, сотрудники фирм и совместных предприятий, мелкие предприниматели и торговцы (оптовые и розничные). Как правило, они попадают в Россию по заключенным контрактам или по линии безвизового туризма.
По социально-профессиональному составу китайцев на российском Дальнем Востоке можно подразделить на четыре большие группы: сотрудники государственных учреждений и крупных государственных экспортно-импортных предприятий, свободные предприниматели, работники по контрактам с китайской или российской организацией, приехавшие на учебу и стажировку, трудовые мигранты и лица, прибывающие в качестве туристов.
Мигранты из КНР имеют сложный социальный состав, большая их часть приехала в РФ по частной причине и финансируется из частных источников. Для подавляющего большинства китайцев основным источником средств являются собственные накопления (38%) и сбережения ближайших и дальних родственников (35% опрошенных). Это явление связано, прежде всего, с традиционным семейным характером предпринимательской деятельности китайцев. На втором месте – средства государственных (11,8%) и частных китайских компаний (9,2%).
По национальному составу среди китайских мигрантов преобладают ханьцы (собственно китайцы) и этнические корейцы; встречаются монголы, маньчжуры и представители других национальностей. Практически вся китайская миграция в России относится к сезонной. «Сезонники» нередко продлевают документы на право проживания по несколько раз, становясь практически постоянными жителями.
Именно эти китайцы и формируют постоянный контингент рабочей силы, занятой в экономике Дальнего Востока. И процент их в общей массе китайских мигрантов, хотя медленно, но растет. Среди них есть такая категория наемных рабочих, как гастарбайтеры. Среди общей массы китайских мигрантов они составляют незначительный процент. Несмотря на то, что эти китайцы оказывают определенное влияние на социально-экономические процессы в Дальневосточном регионе (например, способствуют развитию местного сельского хозяйства; участвуют в строительном комплексе региона), их труд пока слабо сказывается на общей экономической обстановке в регионе. Привлечение китайских гастарбайтеров к выполнению контрактных работ, как правило, происходит сезонно и в ограниченных масштабах.
Существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в Дальневосточном регионе оказывают китайцы, занятые в сфере торговли и общественного питания. В отличие от гастарбайтеров, в большинстве своем они в последние годы превратились в наемных работников, агентов или доверенных лиц торгово-промышленных предприятий и компаний Китая. Разнообразные формы действительных или фактических наемных отношений превратили огромную их массу в часть экономического механизма соседнего государства.
В последние годы на территории ДФО отмечается устойчивая тенденция роста трудовой миграции из Китая. В свою очередь, возросло количество организаций (работодателей), имеющих разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Руководители местных законодательных и исполнительных органов власти высказываются за их более активное вмешательство в управление процессами трудовой миграции из Китая. Противоречия и неоднозначная роль, которую играет в нынешней России китайская миграция, требуют дифференцированного подхода от государственных органов к регулированию в этой сфере.
С одной стороны, необходима продуманная политика привлечения законной трудовой миграции, особенно на Дальний Восток, с учетом геополитических интересов России в этом регионе и того положительного, что вносят китайские работники в экономическое развитие страны, а с другой – политика, направленная на усиление мер по противодействию нелегальной миграции и незаконной занятости китайских мигрантов.
Источник