Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (
Перекосы в современной системе российского образования привели к тому, что трудоустройство по специальности после окончания вуза стало трудновыполнимой задачей. По мнению 68% россиян, проблему трудоустройства молодёжи можно решить, вернувшись к советской практике распределения молодых специалистов. «В настоящее время выпускник вуза, получив диплом, оказывается на распутье и не знает, что ему делать. И это не потому что он не получил должного образования, а потому, что не хватает рабочих мест по специальности…» - рассуждают респонденты. Чаще других за распределение выпускников ратуют россияне старше 50 лет (75%), сталкивавшиеся с данной системой на практике и убеждённые в том, что она имела гораздо больше плюсов, чем минусов.
Не считают нужным возвращаться к системе распределения выпускников вузов 16% россиян. «Демократия вроде как. Пусть каждый выбирает своё», - комментируют они. Больше всего критических замечаний на тему советской системы распределения оставили респонденты с ежемесячным доходом свыше 50000 рублей: «Сколько ещё нужно неудачных попыток, чтобы убедиться, что эта система не работает?!»
Столько же участников опроса (16%) затруднились с ответом. Одни из них предлагают распределять только выпускников бюджетных отделений, другие – только тех студентов, которые не смогли трудоустроиться самостоятельно. Третьи же справедливо отмечают, что возврат к этой системе будет возможен лишь при условии должного развития промышленности, когда количество молодых специалистов будет соответствовать реальным запросам производственной сферы.
Стоит отметить, что среди опрошенных нами россиян с высшим образованием в возрасте старше 40 лет работу по распределению в своё время получили 42% (48% среди мужчин и 34% среди женщин). Подавляющее большинство хвалебных отзывов о системе распределения принадлежит респондентам старше 50 лет, 82% из которых назвали себя довольными тем местом работы, которое досталось им после окончания вуза. При этом многим приносили радость не только профессиональные успехи, но и материальные блага: «По месту распределения мне была выдана квартира»; «Направили в Питер, дали прописку! Мечта!» Чуть меньше довольных доставшейся им в те годы работой наблюдается среди россиян 40-49 лет (73%), что и неудивительно, ведь многие из них начинали трудовой путь в «лихие 90-е»: «Я не был доволен зарплатой: в 1993 году на 120 рублей можно было купить 1,5 кг сыра. Да и на предприятии денег не было». Недовольными назвали себя только 18% опрошенных: «Не столько местом работы, сколько тем, что мне пришлось уехать в деревню»; «Забайкалье – это всё же далеко».
Затруднились ответить 7% россиян, получивших своё первое место работы по распределению. Кому-то из них не повезло с руководством («Была довольна, пока не вышла на работу и не поняла, что перспективы мне не светят»), другим состояться на профессиональном поприще помешал развал СССР: «Поначалу я был доволен, поскольку мог применить знания, полученные в вузе, и даже совершенствовать их. Но это было в другую эпоху и в другой стране…»
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 18-20 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 2500 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, нужно ли вернуть систему распределения выпускников вузов?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | Ежемесячный доход, руб. | |||||||||
муж | жен | до 23 | 24-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | до 19999 | 20000-29999 | 30000-39999 | 40000-49999 | от 50000 | ||
Да | 68% | 67% | 70% | 70% | 70% | 63% | 71% | 75% | 76% | 69% | 65% | 69% | 63% |
Нет | 16% | 17% | 14% | 12% | 16% | 19% | 15% | 13% | 11% | 13 | 18% | 16% | 22% |
Затрудняюсь ответить | 16% | 16% | 16% | 18% | 14% | 18% | 14% | 12% | 13% | 18% | 17% | 15% | 15% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 68%
«В настоящее время выпускник вуза, получив диплом, оказывается на распутье и не знает, что ему делать. И это не потому что он не получил должного образования, а потому, что не хватает рабочих мест по специальности…»
«Если по окончании обучения студент так и не определился с постоянным местом работы».
«Но распределение должно строиться по принципу заказа специалистов через дирекцию учебного заведения с обязательным заключением договора между вузом и работодателем. Эта услуга должна быть платной для вуза. Считаю, что таким способом можно улучшить качество обучения специалистов».
«Да, нужно, но с учётом собственного желания выпускников... Или предоставлять им право выбора...»
«Конечно, нужно! А то развели одних менеджеров, и куда их девать теперь?»
«Нужно дать такую возможность, а выпускник уже сам выберет, как ему поступить. А вообще, нужно совмещать обучение с практикой, чтобы профессиональная адаптация проходила лучше. Большинство нынешних выпускников – это теоретики, которых приходится переучивать уже в процессе работы, что влечёт за собой потерю времени и денег».
«Обязательно! Тогда бюджетные деньги, вкладываемые государством в обучение, не окажутся выброшенными, поскольку, как правило, студенты учатся на одну специальность, а работают в других сферах и на других должностях. А так выпускники имели бы гарантированную работу в течение первых трёх лет, как это было раньше, а следовательно, получали бы трёхлетний опыт работы. Страна получала бы квалифицированных специалистов, а реальная безработица не имела бы такого масштаба, как сейчас».
«Для тех, кто не смог самостоятельно найти своё место под солнцем».
«Это было бы замечательно! И для страны польза, и для молодых специалистов. В принципе можно даже без их согласия отсылать выпускников в отсталые районы. Я в своё время была готова уехать в любую глушь, лишь бы дали работу по специальности».
«Должно быть и распределение, если у выпускника возникают определённые обязательства (например, за его обучение заплатило предприятие), и самостоятельное устройство на работу».
«Должно быть добровольное распределение, чтобы амбициозные и самоуверенные имели право отказаться. Ибо я знаю много людей, никогда в жизни не работавших по профессии, поскольку они не смогли найти работу после вуза. В итоге авиастроители продают ОСАГО и КАСКО, а философы – что-то ещё».
«Нет» - 16%
«Демократия вроде как. Пусть каждый выбирает своё».
«Глупо это делать в настоящее время».
«Сколько ещё нужно неудачных попыток, чтобы убедиться, что эта система не работает?!»
«Распределение только для тех, у кого нет возможности самостоятельно найти работу».
«Сам недавно окончил вуз и не хотел бы, чтобы меня отправили в какую-нибудь дыру. Но для выпускников из глубинки, наверное, это возможность…»
«Затрудняюсь ответить» - 16%
«Зависит от желания выпускника».
«С одной стороны, нужно. Это гарантия того, что выпускник будет устроен на работу. С другой стороны, он ведь не сам выбирает место по душе…»
«Если только для тех, кто учится на бюджете. А тем, кто на платном, - давать право выбора».
«А куда их распределять? Большая часть выпускников училась платно. Почему они ещё и работать должны там, куда пошлют? Опять же, большая часть студентов работает...»
«Многие выпускники изначально не планируют работать по специальности, а просто получают высшее образование, но в узких отраслях, я думаю, необходимо оказывать помощь в трудоустройстве».
«Система распределения не будет работать без развитой промышленной инфраструктуры».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 18-25 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 40 лет, имеющее высшее образование
Размер выборки: 2800 респондентов
Вопрос:
«После окончания вуза Вы устраивались на работу…»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | ||
муж | жен | 40-49 | 50 и старше | ||
По распределению | 42% | 48% | 34% | 38% | 53% |
Самостоятельно | 49% | 43% | 56% | 53% | 37% |
Другое | 9% | 9% | 10% | 9% | 10% |
Некоторые комментарии респондентов:
«По распределению» - 42%
«В советское время за отказ от распределения вызывали на комитет комсомола и выносили строгий выговор».
«Это было другое время, тогда был Советский Союз. Родина сказала: «Надо». Мы сказали: «Есть!»
«В наше время было распределение, но почти все после отработки возвращались домой, устраивались, кто как мог. Сейчас полная неразбериха, я не завидую молодым выпускникам вузов».
«Вспоминаю об этом с досадой и разочарованием».
«И вот уже 27 лет я на ТЭЦ. А сейчас по окончании вуза по специальности мало кто может найти работу…»
«Я окончил военное училище и поехал служить туда, куда направила Родина».
«Разумный подход. Даёт возможность получить хотя бы минимальный опыт работы по специальности».
«Кроме распределения ещё и жильё предоставляли! А сейчас – свободное плавание, но не все могут выплыть, и тогда – дипломы на полку...»
«В 80-90 гг. почти все выпускники высших учебных заведений устраивались по распределению. Исключение составляли те, у кого были связи, состоятельные родители».
«Систему распределения надо восстанавливать применительно к новым экономическим условиям».
«Я окончила высшее учебное заведение в 1973 году. По-другому тогда было невозможно. Однако моё пожелание было учтено. Полагаю, что так и должно быть».
«Самостоятельно» - 49%
«Раньше с трудоустройством было проще».
«В советские времена и без распределения найти работу было проще простого».
«Моё место работы – кафедра соответствующего вуза – было определено еще на 4-м курсе обучения».
«Окончил с красным дипломом и получил свободный выбор».
«Муж на тот момент был военнослужащим, а я получила «свободный» диплом (1988 г.). В другом городе, куда распределили мужа, сама искала работу».
«Лучше, конечно, целевое распределение».
«Я человек вольный, самостоятельный и свободный. Во всём и всегда!»
«Другое» - 9%
«Открыл своё дело, так как от государства ничего не вышло получить. И через год купил квартиру, приобрел офис и стал выезжать за рубеж».
«Работала и училась одновременно».
«Безобразные 90-е... Нужны были только бухгалтера и юристы. Приходилось забывать о том, чему учился, и начинать все заново. В такой ситуации быстрого и успешного старта не жди».
«Служил в СА».
«Заканчивал вечерний факультет без отрыва от производства».
«Во время учёбы я работала, поэтому мне не надо было искать работу».
«Я учился по направлению от предприятия».
«Служил в армии».
«С помощью родителей».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 18-25 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 40 лет, получившее после окончания вуза работу по распределению
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Довольны ли Вы были местом работы, доставшимся Вам по распределению после окончания вуза?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | ||
муж | жен | 40-49 | 50 и старше | ||
Да | 75% | 79% | 70% | 73% | 82% |
Нет | 18% | 16% | 21% | 20% | 13% |
Затрудняюсь ответить | 7% | 5% | 9% | 7% | 5% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 75%
«Вполне культурно...»
«Мне нравилось то, чем я занимался, я чувствовал себя нужным».
«Для молодого специалиста это была хорошая школа».
«Я не был доволен зарплатой: в 1993 году на 120 рублей можно было купить 1,5 кг сыра. Да и на предприятии денег не было».
«Был доволен. Это была лучшая работа в моей жизни».
«У меня был диплом с отличием. Направили в Питер, дали прописку! Мечта!»
«Работа была отличная, на гребне передовой инженерной мысли, но зарплата была небольшой, да и руководство начало разлагаться».
«Развал СССР помешал!»
«По месту распределения была выдана квартира».
«Стабильность была».
«Всё было нормально. Зарплату повышали регулярно. Нервы не мотали».
«Нет» - 18%
«Забайкалье – это всё же далеко, а в 1991 году там было непросто выжить».
«Не столько местом работы, сколько тем, что мне пришлось уехать в деревню. А в деревне я до этого только школьные каникулы (и то не больше месяца) проводила».
«Но я легко оформила перераспределение через министерство химической промышленности».
«Затрудняюсь ответить» - 7%
«Нельзя ответить на этот вопрос однозначно, потому что со мной в отдалённый гарнизон поехала моя жена с нашим маленьким сыном, и у них было гораздо больше негатива от той жизни».
«Я окончил военное училище, поэтому выбирать не приходилось».
«Была довольна, пока не вышла на работу и не поняла, что перспективы мне не светят».
«Поначалу я был доволен, так как мог применить знания, полученные в вузе, и даже совершенствовать их. Но это было в другую эпоху и в другой стране…»