Подавляющее большинство российских работодателей (82%) предпочитают, чтобы сотрудники, намеревающиеся покинуть организацию, предупреждали их об этом заранее. Однако более трети россиян (35%), уволившихся с последнего места работы по собственному желанию, объявили начальству о своём намерении непосредственно в момент подачи заявления. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (
Увольнение по собственному желанию – непростое решение. Принимая его, каждый сотрудник тщательно взвешивает все «за» и «против». Помимо прочего увольняющемуся работнику нужно определиться, когда сообщать о своём решении начальству.
Большинство сотрудников предпочитают расставаться с организацией «полюбовно», ведь за время работы у многих возникают приятельские, а подчас и дружеские отношения с коллегами, а хорошие отзывы и рекомендации от руководства могут пригодиться на новом месте. Руководствуясь этими соображениями, 65% россиян, увольняясь с предыдущего места работы, заранее предупреждали начальство о своих намерениях. «После того как мы обсудили мой уход, прошло два месяца, на моё место вышел другой человек, и только потом я ушла»; «Очень важно расстаться друзьями», – комментируют респонденты.
Тем не менее, более трети наших сограждан (35%), покидая предыдущего работодателя, буквально ставили его перед фактом. Кому-то предупредить о своём уходе «помешали семейные обстоятельства», другие не нашли подходящего момента или не захотели расстраивать начальника, третьи же поступили так из-за плохих отношений с руководством: «Хорошая была работа, но я на них обиделась. Были причины»; «Сообщила только кадровику, так как с начальником мы не ладили».
Что касается работодателей, то подавляющее большинство из них (82%) ждут от сотрудников понимания и считают, что о своём решении уволиться работники должны предупреждать заранее: «Потому как требуется время на поиск нового сотрудника и закрытие данной вакансии плюс время на обучение, передачу дел и т. д.»; «Так, впрочем, и происходит... Людей надо уважать, тогда они ответят тебе тем же»; «У нас доверительные отношения».
Расстаться с бывшими сотрудниками без конфликтов и недомолвок работодателям помогают так называемые выходные интервью. Как показал опрос, 47% руководителей организуют подобные мероприятия для некоторых сотрудников, а 27% - для всего персонала. По мнению респондентов, такая практика повышает авторитет компании на рынке и формирует у бывших сотрудников положительный образ организации: «При увольнении сотрудника всегда проводится собеседование»; «Это необходимо»; «Обязательно. Надо входить в положение людей и понимать, что увольнение – это стресс»,- комментируют респонденты.
Не проводят выходное интервью в 22% российских компаний: «Системного интервью у нас нет, но разговорить недовольного сотрудника всегда нужно, чтобы в неформальной обстановке снять накопившийся негатив»; «Нет, не проводим. Конфликты нас не пугают».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 22-26 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активные жители России старше 18 лет, покинувшие предыдущее место работы по собственному желанию
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Увольняясь с последнего места работы, Вы сообщили своему работодателю о Вашем намерении...»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | |||||
муж | жен | до 23 | 24-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | ||
Заранее | 65% | 65% | 64% | 68% | 60% | 68% | 69% | 65% |
Непосредственно в момент подачи заявления об увольнении | 35% | 35% | 36% | 32% | 40% | 32% | 31% | 35% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Заранее» - 65%
«И получила блестящие рекомендации. У нас хорошие отношения, зачем вести себя как дикари?»
«Я ищу работу с Нового года, но сообщила об этом начальнику до того, как стала искать. Я уже 7 месяцев ищу, и мой руководитель надеется, что я так и не найду ничего подходящего».
«После того как мы обсудили мой уход, прошло два месяца, на моё место вышел другой человек, и только потом я ушла».
«Мои работодатели знают, что я ищу другую работу. И в случае успеха отрабатывать две недели я не буду».
«Совершенно непростительная ошибка. Ещё год начальник уговаривал меня остаться (мол, надо доделать работу), а в момент моего ухода всё равно обиделся».
«И в этом есть доля риска: можно не получить зарплату полностью».
«Всё стараюсь делать заранее».
«В зависимости от отношений с непосредственным руководителем».
«Считаю необходимым предупреждать работодателя о своём желании уволиться заранее, чтобы у работодателя было хотя бы некоторое время для поиска нового сотрудника».
«Я стараюсь уйти с работы корректно».
«Я считаю, что с какой бы работы человек ни увольнялся, уходить нужно по-человечески, то есть передать дела коллеге, который будет занимать должность увольняющегося. Если работа связана с общением с клиентами, то надо обязательно предупредить своих клиентов об увольнении. Может, эти связи пригодятся в будущем».
«Почти за 4 месяца, так как мне ещё нужно было подготовить себе замену».
«Очень важно расстаться друзьями».
«Вначале заявление не подписали. После этого я взял отпуск за свой счёт на неделю, а в первый же день после выхода из отпуска уволился».
«Непосредственно в момент подачи заявления об увольнении» - 35%
«Сообщила кадровику, так как с начальником мы не ладили».
«Хорошая была работа, но я на них обиделась. Были причины».
«Не хотела заранее расстраивать своего руководителя».
«Предупредить заранее помешали семейные обстоятельства. Вдобавок я была в отпуске».
«Мы расстались по обоюдному согласию. Работодателя не устроило то, что до этого я почти месяц находилась на больничном, а я в свою очередь не стала спорить и расстраиваться, так как на последнем месте работы были колоссальные задержки по зарплате, к чему я не привыкла...»
«Чтобы избежать лишних недоразумений с увольнением и получением причитающегося мне денежного довольствия и компенсации за неиспользованный отпуск».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 23-29 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: работодатели
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Проводите ли Вы так называемые «выходные интервью» (собеседования, сопровождающие увольнение сотрудников, чтобы предотвратить конфликты, связанные с увольнением, оценить проблемы компании и т.д.)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да, с некоторыми сотрудниками | 47% | |
да, со всеми сотрудниками | 27% | |
нет | 22% | |
затрудняюсь ответить | 4% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да, с некоторыми сотрудниками» - 47%
«Да, если сотрудник сам хочет с нами расстаться».
«Для всех сотрудников есть анкетирование при увольнении».
«Да, со всеми сотрудниками» - 27%
«При увольнении сотрудника всегда проводится собеседование».
«Это необходимо».
«Обязательно. Надо входить в положение людей и понимать, что увольнение – это стресс. Много времени это не занимает, а люди тебе потом благодарны, а если вы со временем встречаетесь в другой компании (была и такая ситуация), то люди не смотрят волком, а, наоборот, помнят, как корректно вы с ними обошлись».
«Помимо собеседования при увольнении сотрудник заполняет (по желанию) небольшую анкету с вопросами о плюсах и минусах работы, о пожеланиях для компании и причине увольнения».
«Помимо устного собеседования проводится анкетирование в письменной форме. Каждый при увольнении заполняет опросный листок».
«Нет» - 22%
«Нет, не проводим. Конфликты нас не пугают».
«Системного интервью у нас нет, но разговорить недовольного сотрудника всегда нужно, чтобы в неформальной обстановке снять накопившийся негатив».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 23-29 июня 2010 года
Исследуемая совокупность: работодатели
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, работник должен сообщить Вам о своём решении уволиться…»
заранее | 82% | |
непосредственно в момент подачи заявления об увольнении | 14% | |
затрудняюсь ответить | 4% |
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Некоторые комментарии респондентов:
«Заранее» - 82%
«Безусловно, заранее, и чем раньше, тем лучше: чтобы было время найти замену, обучить, передать дела и т. д. Для маленьких организаций это очень важно».
«Желательно, чтобы сотрудник сообщал о своём желании уволиться заранее».
«Так честнее».
«Потому как требуется время на поиск нового сотрудника и закрытие данной вакансии плюс время на обучение, передачу дел и т. д.».
«Есть должности, на которые очень сложно найти специалиста, и 2-х недель не хватает. Так что у нас всех сотрудников предупреждают: если собрался уволиться – сообщи заранее».
«Да, я считаю это правильным. Нужно найти замену или уговорить работника остаться».
«К сожалению, так бывает редко, вечно все говорят в последний момент, так как их уже ждут на другой работе».
«Если сотрудник ценный, то надо постараться его удержать. Часто заявление об уходе является уже созревшим решением».
«Заранее, потому что руководство может выяснить причины ухода и предпринять меры для сохранения сотрудника. Но объявлять об этом нужно не всему коллективу, а непосредственному руководителю или вышестоящему руководству. Всегда нужно уходить красиво, а не ставить перед фактом и хлопать дверью. Кто знает, как жизнь повернётся...»
«Обязательно!»
«Так, впрочем, и происходит... Людей надо уважать, тогда они ответят тебе тем же».
«У нас доверительные отношения».
«Непосредственно в момент подачи заявления об увольнении» - 14%
«А вообще, чем раньше, тем лучше будет отношение к нему».
«Если предупредит заранее, это хорошо. Предупреждён, значит вооружён!»
«Затрудняюсь ответить» - 4%
«Всё зависит от ситуации. Если вчера он об этом и не помышлял, как же он заранее сообщит…»
«Будет ли это сделано заранее или за 2 недели до указанной даты, роли не играет. Есть соискатели, и работа не останавливается».
«В зависимости от ситуации».
«Это зависит от занимаемой должности».
«Всё очень индивидуально. Если у сотрудника конфликт с руководством, то увольнение предсказуемо и предупреждать необязательно, а если он просматривал вялотекущие вакансии и вдруг нашел «своё», то сказать получится в момент подачи заявления».
«Не должен, но может, чтобы для нас это не было неожиданностью, да и он сам мог спокойно заняться поисками другой работы».
«Всё индивидуально и зависит от конкретного специалиста и ситуации».