Эффективность работы муниципальной власти во многом зависит от того, насколько хорошо отлажено её взаимодействие с обществом. Чем полнее деятельность органов власти отражает нужды и чаяния населения города, тем выше качество и уровень жизни. К тому же интеллектуальный потенциал общества может стать существенным подспорьем в поисках путей решения наиболее актуальных проблем. Осознавая это, в конце прошлого года мэр Усинска Александр Тян выступил с инициативой создания Общественного совета. В этот совещательный орган вошли представители предприятий, учреждений и организаций различных сфер жизнедеятельности.
В начале апреля состоялось третье заседание Общественного совета. В этот раз обсуждались меры, которые целесообразно предпринять для улучшения профориентации в школах, оптимизации подготовки кадров в муниципальном образовании, которые позволили бы снизить уровень безработицы, уменьшить количество привлекаемой иногородней рабочей силы, восполнить кадровый дефицит в определённых отраслях.
Каждый участник заседания Общественного совета имел возможность высказать своё мнение и предложения. Разговор получился прямым, долгим и обстоятельным.
Выбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека, благополучное будущее которого зависит от того, насколько своевременно определён и верно задан вектор этого движения. Определиться в выборе, понять, какой род деятельности наиболее полно отражает его потребности и соответствует его способностям, необходимо ещё в школе. Раньше в Усинске этим направлением работы занимались Центр профориентации и межшкольный учебный комбинат (УПК). В рамках реформирования системы образования страны был осуществлён переход на профильное обучение старшеклассников. Разработчиками этой реформы подразумевалось, что ребёнок к концу девятого класса должен сам определиться, к чему лежит его душа. Далее школьник получает среднее образование уже в школе с углублённым изучением предметов выбранного им профиля. Упомянутые выше учреждения были ликвидированы, а вся нагрузка по профориентационной работе легла на плечи школы.
– Все городские и одна сельская школы подключились к реализации профильного обучения. Организовано обучение по семи профилям. Это – информационно-технологический, социальный, эколого-биологический, физико-математический, социально-правовой, социально-экономический, филологический, – рассказала заместитель главы администрации города Тамара Николаева.
Александр КУДРЯВЦЕВ, менеджер по общим вопросам ООО «Северный»:
– Ученики сельских школ проходят факультативное обучение на трактористов. Затем в инспекции гостехнадзора они должны сдать экзамены по теоретической части и практическому вождению, которые сдавать им в Усинске негде. Приходится ездить в Сыктывкар. Там два трактородрома ещё сохранились с советских времён. Для сельского жителя такая поездка бывает накладной. Получается – теоретический курс прошли, а «корочку» без сдачи практической части не могут получить. Причём это проблема не только сельского хозяйства. Предприятия дорожно-транспортной и строительной сфер, жилищно-коммунального хозяйства также нуждаются в трактористах и бульдозеристах.
КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА
Однако в настоящее время чаще всего старшеклассник, обучаясь по одному профилю, поступает в дальнейшем в вуз совершенно другого направления. Во многом это происходит из-за отсутствия взаимодействия между школами города и учреждениями среднего и высшего профессионального образования, предприятиями города. Оно, по словам Тамары Николаевны, пока находится в зачаточном состоянии.
Об опыте подобного взаимодействия между первой школой и политехническим техникумом рассказал его директор Сергей Чужмарёв: «Школьники, которые намереваются связать свою судьбу с инженерно-техническими профессиями, могли посещать элективные курсы в техникуме. Побывав на паре занятий по начертательной графике, многие понимали, стоит ли поступать в технический вуз или нет. Ситуация, когда ребёнок обучался, к примеру, в школе с экологическим уклоном, а пошёл работать в банк, обусловлена ещё и тем, что профили в школах создаются без учёта специфики города».
Однако, по словам руководителя управления образования Ольги Подгорной, определение перечня профилей для учреждений среднего образования в том или ином городе находится исключительно в компетенции Министерства образования.
Сегодня профориентационная работа в образовательном учреждении нацелена главным образом на получение теоретических знаний. Однако крайне важно, чтобы у школьника была возможность подкрепить полученные знания практикой. Выступавшими на заседании Общественного совета говорилось о нескольких вариантах оптимизации «практической» профориентации в школах.
Получить понятие о специфике работы в тех или иных отраслях школьники могут во время экскурсий на предприятия и организации. Однако в настоящее время подобные мероприятия проводятся главным образом на производственных объектах предприятий, с которыми заключены договоры о социальном партнёрстве. А это, главным образом, подразделения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «РН – Северная нефть», т.е. представители нефтедобывающей отрасли.
Генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» Юрий Солопов, как и главный инженер ЗАО «Коминефтеспецстрой» Андрей Босов, заявили о готовности их предприятий подключиться к работе по организации экскурсий.
ПРОБНАЯ ПРОФЕССИЯ
О других формах сотрудничества школ и представителей бизнеса говорила вице-мэр Тамара Николаева: «Необходимо давать возможность ребятам поработать по той или иной специальности в летний период. К сожалению, в последние годы всё сложнее становится решать эти вопросы, поскольку нет должного отклика на наши предложения со стороны руководителей предприятий и организаций. В лучшем случае наших школьников мы можем либо направить на посадку цветов, либо заставить поработать лопатой и т.д. Других вариантов летнего трудоустройства мы им предложить не можем. А ведь если бы школьник какое-то время поработал в банке, больнице, на промысле, он изнутри бы увидел специфику той или иной профессии, и ему значительно проще было бы определиться, к чему душа лежит.
И ещё один момент. В Японии, обучаясь в 7–9 классах, ребята получают 48 профессиональных проб в разных сферах деятельности. При составлении графиков проведения проб учитывается рынок труда именно той местности, в которой дети обучаются. Понятно, что в таких условиях уже при выходе из школы ребёнок точно определяется, в какой отрасли он бы хотел поработать. Уверена, что такой опыт необходим и применим у нас».
Владимир Безрук, генеральный директор ОАО «Усинскгеонефть», отметил, что существенная часть персонала возглавляемого им предприятия – молодые специалисты. «Надо каждому руководителю предприятия проникнуться теми проблемами, о которых сегодня шла речь, и понять, что Усинск – это наш дом, и что в этом доме живут наши дети. Об их будущем мы обязаны подумать. Считаю, что на таких собраниях должны присутствовать руководители крупнейших промышленных предприятий города.
Я готов на своём предприятии временно трудоустраивать по 10–15 молодых ребят ежегодно, чтобы они поработали по одной специальности, поняли, хотят ли получать образование по этой профессии. Причём считаю, необходимо на уровне муниципальной власти составить программу по данному направлению», – сказал Владимир Антонович.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН
Как пример системного подхода руководства промышленного предприятия к сотрудничеству с образовательными учреждениями руководитель Управления образования Ольга Подгорная отметила создание в третьей школе «Роснефть-класса». «Если бы предприятия других отраслей последовали примеру ООО «РН – Северная нефть» и взяли под патронаж по классу, профориентационная работа вышла бы на совершенно новый уровень. Это ведь профильное обучение в чистом виде», – сказала Ольга Андреевна.
Начальник управления кадровой политики ООО «РН – Северная нефть» Ольга Самсонова заметила, что при организации временного трудоустройства школьников возникают сложности, обусловленные тем, что на ряд производственных объектов предприятия, согласно требованиям техники безопасности, запрещён допуск несовершеннолетних.
В своём выступлении Ольга Самсонова предложила создать полигон с тренажёрами по основным профессиям. Там ребёнок мог бы попробовать на практике свои силы на специализированном оборудовании разных отраслей хозяйства. Территорию для полигона можно выбрать вблизи города, чтобы не было необходимости доставлять ребят на промыслы. Это, безусловно, затратное мероприятие, но эффективное, и, подключив силы основных хозяйствующих субъектов, его вполне можно было бы реализовать.
Юрий СОЛОПОВ, директор ООО «Водоканал-Сервис»:
– У нас напрочь отсутствует понятие «коммунальный работник». Этой профессии почему-то в вузах республики не учат. Это узкое профессиональное направление, в котором полный дефицит инженерных и рабочих кадров. Сегодня есть крайняя необходимость в том, чтобы техникум выпускал слесарей-ремонтников и киповцев по направлению «водоснабжение и канализация», а в филиале УГТУ обучать специалистов по направлению ЖКХ, чтобы люди имели возможность получать высшее образование без отрыва от производства.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Недостаточно налаженное взаимодействие между школами и вузами приводит к тому, что большая часть выпускников школ едет получать высшее образование в другие города. Об этом говорил директор Усинского филиала УГТУ Виктор Тельнов. Согласно данным регионального информационного центра, все медалисты в прошлом году направили результаты своих ЕГЭ в столичные вузы. Не секрет, что большая часть выпускников усинских школ, получивших затем дипломы о высшем образовании в других городах, трудоустраивается за пределами Усинска.
В то же время город испытывает острую нехватку учителей, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Как сказал директор ООО «Водоканал-Сервис» Юрий Солопов, в настоящее время на возглавляемом им предприятии 48% персонала – пенсионного возраста, и молодёжь не очень охотно идёт работать в сферу ЖКХ. А доля работающих пенсионеров в некоторых учреждениях образования и здравоохранения и того выше. И если ситуация будет развиваться таким образом и дальше, во многих отраслях лет через пять-шесть наступит кадровый коллапс.
ПРОГРАММА «КАДРЫ»
Предвидя подобное развитие событий, администрацией города ещё несколько лет назад была разработана и сейчас реализуется целевая муниципальная программа «Кадры», которая нацелена на восполнение кадров в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства и в правоохранительных органах. Одно из основных направлений программы – целевая контрактная подготовка специалистов с обязательной отработкой определённого срока в Усинске, поскольку учёбу оплачивает муниципалитет.
По мнению В. Тельнова, с которым были солидарны практически все выступавшие на совещании, предприятиям и организациям городского округа также необходимо активно подключиться к работе по развитию формы обучения «Целевая контрактная подготовка». Это будет в значительной степени способствовать сокращению количества привлекаемых иногородних специалистов и восполнит кадровый дефицит в отдельных отраслях. Также позволит уменьшить дисбаланс на рынке труда: когда в избытке дипломированные специалисты одних профессий и острая нехватка – других.
В СПЕЦЫ – ЧЕРЕЗ СТАЖЁРСТВО
С другой стороны многим выпускникам вузов работодатели отказывают в трудоустройстве из-за отсутствия стажа работы по специальности. Об этом тоже говорила Ольга Подгорная, а продолжила тему руководитель городского Центра занятости Татьяна Шафиева: «Второй год в центре существует программа стажировки выпускников учебных заведений всех уровней. Мы обращались к руководителям предприятий города с просьбой: возьмите выпускников на стажировку, ведь это возможность и вам найти себе образованного сотрудника. Причём Центр возмещает работодателям часть средств на зарплату стажёра. Однако пока руководители предприятий неохотно откликаются на наши предложения».
ВОСТРЕБОВАНЫ РАБОТЯГИ
И всё же, как было сказано большинством выступавших, наибольший дефицит предприятия промышленности и городского хозяйства испытывают в квалифицированных рабочих кадрах. В настоящее время из-за пределов города и региона привлекаются тысячи гастарбайтеров. В то же время испытывают трудности с поиском работы местные жители, получившие «корочки» по рабочим специальностям, которые не востребованы на предприятиях города.
В настоящее время по поручению мэра Усинска Александра Тяна проводится социологическое исследование с целью выявления прогнозной потребности в кадрах предприятий и организаций различных сфер жизнедеятельности вплоть до 2020 года. По словам Александра Романовича, уже с сентября этого года, опираясь на данные соц-исследования, администрация города планирует начать масштабную работу по подготовке и переподготовке кадров по рабочим специальностям с привлечением ресурсов как учреждений профессионального образования города, так и промышленных предприятий.
Директор УФ УГТУ Виктор Тельнов также акцентировал внимание присутствующих на том, что нехватка в городе «собственных» рабочих рук во многом результат отсутствия планомерной работы руководителей предприятий, школ, СМИ города по повышению престижа человека рабочей профессии.
«Мы не популяризируем успешную молодёжь, которая трудится по рабочим профессиям. С другой стороны школьники, например, живут в плену мифов о заработной плате и условиях труда квалифицированных рабочих. Большинство из них уверено, что рабочий не может получать больше 10–12 тысяч. О том, что есть выскоквалифицированные сварщики шестого разряда, которые зарабатывают больше инженеров, молодёжь не знает», – сказал Виктор Николаевич.
НЕФТЯНИКИ ПОМОГУТ
Как сказал В. Тельнов, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» планирует передать центр обучения кадров предприятия в ведение филиала университета. Центр обладает серьёзной материально-технической базой, там ведётся обучение более чем по пятидесяти рабочим специальностям. Директор УФ УГТУ предложил использовать в перспективе ресурсы этого центра для ознакомления школьников с максимальным спектром рабочих специальностей. К тому же лучшие выпускники вуза получат возможность овладеть здесь дополнительной рабочей специальностью.
Существенно повысит эффективность работы центра наличие заказа от предприятий и организаций на подготовку необходимых им специалистов.
«Необходимо создать городской центр профориентации, в сферу компетенции котрого будет входить подбор кадров, начиная со школьной скамьи» – высказал своё мнение Виктор Тельнов.
Начальник отдела по работе с территориями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Ирина Рычкова рассказала о том, что у компании на сегодняшний день одна из мощнейших в регионе политик по работе с трудящейся молодёжью. С УГТУ заключено соглашение о сотрудничестве, и десятки студентов вуза ежегодно проходят практику в подразделениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Также она предложила руководителям учрежений образования активизировать работу по организации экскурсий на объекты предприятия. Если поступят соответствующие предложения, сказала Ирина Павловна, «ЛУКОЙЛ-Коми» готов обеспечить экскурсантов и транспортом, и питанием.
РАБОЧИЕ МЕСТА – УСИНЦАМ!
Подводя итог заседанию, председатель Общественного совета, глава города Александр Тян сказал: «Сегодня прозвучало очень много полезной, объективной информации. Она будет проанализирована, и на основе выводов будут выработаны конкретные решения и рекомендации. Чтобы усинские школьники получали те профессии, которые востребованы в городе, чтобы выпускники вузов имели возможность трудоустроиться по полученной специальности, чтобы существенно сократить объём привлекаемой иногородней рабочей силы, необходимы совместные усилия власти, общества и бизнеса. Поэтому ближайший День руководителя, проведение которого запланировано на май, будет посвящён обсуждавшейся сегодня проблематике».