В том, что они покупали больничные листы, признались 7% россиян. В большинстве случаев работники идут на обман из-за того, что работодатели не удовлетворяют их просьбы об отпуске или отгулах, необходимых им для решения личных вопросов: «Не отпускали на три дня с работы»; «Когда начальство не дает выходные, которые необходимы, приходится прибегать и к таким методам, чтобы съездить на неделю на море»; «Чтобы спокойно посещать занятия во время сессии». В приобретении поддельных больничных листов несколько чаще признаются мужчины (8% против 6% среди женщин), а также респонденты 30-40 лет (10%) и работники с ежемесячным доходом от 40 до 50 рублей в месяц (8%).
Заметно чаще россияне оформляют настоящие больничные листы назло работодателю или ради достижения каких-либо личных целей (14%). По словам респондентов, такое случается, когда им хочется отомстить начальнику или коллегам за плохое обращение: «Когда я хотел уйти в отпуск – меня не пустили. В итоге я взял больничный в самый «жаркий» рабочий период. Пусть узнают, каково без меня»; «Моя начальница не захотела дать мне пару дней перед моей свадьбой, чтобы я успела подготовиться к такому важному событию в своей жизни»; «Я доказывала всем, что моя коллега – бестолковый работник. Мне не верили. Пришлось взять больничный, чтобы доказать, что я права».
Вероятно, низкий процент тех, кто решается на покупку листка нетрудоспособности, объясняется тем, что работники боятся разоблачения. И не напрасно: более трети работодателей (36%) проверяют подлинность подобных документов. «Иногда проверяем»; «И 50% из них – левые!»; «Когда сомневаемся, что работник действительно болел», - комментируют представители этих организаций. Чаще всего работодатели отправляют письменные запросы (49%) или же звонят в поликлинику (42%). В четверти компаний (25%) осуществляется визуальная проверка больничных, 4% работодателей поручают эту процедуру службе безопасности, а ещё 3% связываются с соцстрахом.
Около половины представителей компаний (48%) сообщают, что у них принято доверять сотрудникам, поэтому подлинность больничных листов они не проверяют: «Не вижу в этом смысла»; «В нашей компании большинство сотрудников заинтересовано в том, чтобы работать, а не болеть».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 27 июля 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Приходилось ли Вам «покупать» больничные листы?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | Ежемесячный доход, руб. | |||||||||
муж | жен | до 23 | 24-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | до 19999 | 20000-29999 | 30000-39999 | 40000-49999 | от 50000 | ||
Да | 7% | 8% | 6% | 3% | 8% | 10% | 5% | 1% | 7% | 7% | 7% | 8% | 6% |
Нет | 93% | 92% | 94% | 97% | 92% | 90% | 95% | 99% | 93% | 93% | 93% | 92% | 94% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 7%
«Так как иного выхода для выдачи направления на процедуры не было».
«Чтобы отдохнуть».
«Получить учебный отпуск на работе».
«Для турпоездки (в отпуск не пускают)».
«Действительно болел, но сложно обращаться в больницу».
«Когда начальство не дает выходные, которые необходимы, приходится прибегать и к таким методам, чтобы съездить на неделю на море».
«Но не для себя, а для родителей».
«Меня пытались незаконно уволить».
«Пришлось купить больничный, так как я отсутствовала на работе по личным причинам».
«Чтобы спокойно посещать занятия во время сессии».
«Ради учёбы, чтобы оформить прогул как отсутствие по уважительной причине, чтобы не отчислили».
«Чтобы не отрабатывать 2 недели перед увольнением».
«Для решения своих проблем, так как не дают отпуск за свой счёт».
«Семейные обстоятельства».
«Обычно болеть приходится около недели, а на день-два врачи неохотно дают больничные. А фирма, в которой я работал, больничные на неделю не принимает».
«Не отпускали на три дня с работы».
«Нет»- 93%
«Сочувствую людям со слабым здоровьем. Потому как больничный лист для любого работодателя – это как для быка красная тряпка! Увы, это так. Рыночная экономика, ничего личного».
«У меня хорошее здоровье, нет необходимости, а отгул мне и так дадут, если надо».
«Пока нет, но, если понадобится, куплю…»
«Никогда не приходилось, но, на мой взгляд, это вполне хороший способ отлучиться с работы, если руководство по какой-то причине отказывает в предоставлении отгула».
«Но зато я знаю достаточно много людей, которые уезжали отдохнуть, делали ремонт, подрабатывали на другой работе, взяв на основном месте работы больничный».
«Я пробовал – не получается».
«Приходилось симулировать во время учёбы в вузе».
«Ни разу не видел больничных листов».
«Я стремлюсь к самостоятельности, поэтому хочу работать и зарабатывать!»
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 27 июля 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Приходилось ли Вам брать больничный лист назло работодателю или ради достижения каких-либо личных целей на работе?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | Ежемесячный доход, руб. | |||||||||
муж | жен | до 23 | 24-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | до 19999 | 20000-29999 | 30000-39999 | 40000-49999 | от 50000 | ||
Да | 13% | 14% | 13% | 10% | 14% | 16% | 14% | 6% | 11% | 15% | 11% | 17% | 13% |
Нет | 87% | 86% | 87% | 90% | 86% | 84% | 86% | 94% | 89% | 85% | 89% | 83% | 87% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 13%
«Да, только не для достижения личных целей, а чтобы на время избавиться от текучки и сконцентрироваться на главном проекте».
«Сдача сессии».
«Моя начальница не захотела дать мне пару дней перед моей свадьбой, чтобы я успела подготовиться к такому важному событию в своей жизни».
«Да, приходилось! Хотел взять два дня за свой счёт и получил отказ».
«Очень хотелось отдыха после полутора лет работы без перерыва».
«Вместо того чтобы 2 недели после подачи заявления об увольнении работать, я занималась поисками новой работы, находясь на больничном».
«Ездил отдыхать».
«Обещали дать отпуск, потом передумали, пришлось решать вопрос с помощью больничного».
«Достал руководитель, который свои ошибки сваливает на подчинённых... Устаю от глупых заданий».
«По семейным обстоятельствам необходимо было отпроситься на 4 дня, а официально уйти с работы было невозможно».
«После подачи заявления об увольнении, чтобы не отрабатывать две недели. Понимаю, это не совсем порядочно, но мой последний работодатель этого заслуживал».
«Постоянные задержки на работе, которые никогда не оплачиваются, и отпуска не видно на горизонте».
«Когда не захотели предоставить законный выходной».
«Руководство требовало работы на износ, и я, хоть и мог ходить на работу с травмой, всё равно взял больничный».
«Когда уставал работать по 12 часов в сутки без оплаты сверхурочных».
«Чтобы заняться выполнением другой работы (подработки)».
«Не платили зарплату, это совпало с тяжёлым состоянием мамы: надо было ухаживать...»
«Я действительно болел, но работодатель не желал этого понимать».
«Брала, чтобы не поставили прогулы и не уволили по статье».
«Чтобы оттянуть увольнение».
«Чтобы сходить на собеседование, например, в более перспективную компанию».
«Мне месяц не давали выходных, а моя сменщица постоянно опаздывала на пару часов».
«Очень хотела съездить на концерт любимого рок-певца».
«Я ждала ребёнка, болела и специально продлила больничный, потому что я была на седьмом месяце беременности, мне оставался месяц до декретного отпуска, и было тяжело работать и добираться до работы».
«Чтобы переждать неблагоприятную ситуацию».
«Свадьба сестры, а меня не отпускали...»
«Нет»- 87%
«Не вижу в этом смысла. Проще найти работу, которая была бы в удовольствие».
«Считаю, что это бессмысленная трата времени. Нужно работать на опережение. Надеюсь, это помогает сотрудникам, а не работодателям...»
«Совесть не позволяет. Даже если и заболею, то в лучшем случае отлежусь один день дома. Хотя мысли такие бывали, особенно когда атмосфера становится слишком напряжённой и хочется куда-нибудь испариться!»
«Я всегда договаривался».
«Но допускаю такую возможность при увольнении – из опасения, что работодатель может не оплатить две последние недели работы в полном объёме».
«Но, скорее всего, начну так поступать. Нынешний работодатель в прямом смысле садится на шею».
«Я работал честно и с полной отдачей».
«Это плохой пример для других работников».
«Скорее, наоборот, отказывалась от больничного».
«За 6 лет работы ни разу не брала больничного листа».
«Я достигаю целей другими способами».
«Всегда можно решить любой вопрос, не прибегая к подобным средствам, и у меня всегда это получалось».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 27-29 июля 2010 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 600 респондентов
Вопрос:
«Проверяете ли Вы подлинность больничных листов сотрудников Вашей компании?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да (в комментариях, пожалуйста, укажите, как именно Вы осуществляете проверку) | 36% | |
нет | 48% | |
затрудняюсь ответить | 16% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 36%
«Иногда проверяем».
«И 50% - левые!»
«Иногда, если возникают сомнения или если больничный более 10 дней, или если несколько больничных подряд с разными заболеваниями».
«Да, если есть сомнения (подтёртые даты, к примеру)».
«Если возникают сомнения в подлинности листка нетрудоспособности».
«Если на это есть основания».
«Только в том случае, если есть претензии к работнику, который предоставил данный больничный лист».
«Но не каждый раз. Только в тех случаях, когда сомневаемся в его подлинности».
«В случае если возникает сомнение в его подлинности, например, оформлен на очень большой промежуток времени, использован старый бланк и т. п.».
«Когда сомневаемся, что работник действительно болел».
«Нет» - 48%
«Это сделать невозможно: работники поликлиники отказываются предоставлять информацию, так как она является персональной».
«В нашей компании большинство сотрудников заинтересовано в том, чтобы работать, а не болеть».
«Не вижу в этом смысла».
«Затрудняюсь ответить» - 16%
«Если есть подозрение, что больничный «липовый».
«У меня люди не болеют!»
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 27-29 июля 2010 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала, практикующие проверку больничных листов
Размер выборки: 100 респондентов
Вопрос:
«Как именно Вы осуществляете проверку больничных листов сотрудников Вашей компании?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать несколько вариантов ответа):
«Письменный запрос в поликлинику» - 49%
«Пишем запросы в поликлиники. Практически всегда подтверждается подлинность больничных листов»; «В случае возникновения подозрений пишем письмо в поликлинику по месту выдачи больничного листа»; «Делаем запрос в больницу, из которой выписан больничный лист, обратно приходит подтверждение либо комментарий, что такой лист не числится у них»; «Делаем запрос в лечебное учреждение».
«Звонок в поликлинику / главному врачу» - 42%
«Беседа с главным врачом медицинского учреждения»; «В подозрительных случаях звоним в поликлинику, выдавшую больничный»; «Если возникают сомнения или ошибки в заполнении, обзваниваем поликлиники»; «Звонок в поликлинику по месту обращения»; «Звоним в лечебные учреждения».
«Визуальная проверка бланка, печатей, качества бумаги, наличия необходимых подписей» - 25%
«Визуально. Проверяем наличие всех штампов и печатей. На ощупь поддельные бланки отличаются»; «Инспектор проверяет шрифт, наличие печати, водяные знаки»; «Правильность заполнения и наличие всех необходимых росписей и печатей».
«Проверкой больничных листов занимается служба безопасности компании» - 4%
«СБ проверяет»; «Только в том случае, если есть претензии к работнику, который предоставил данный больничный лист. Через службу безопасности компании»; «Этим занимается СБ».
«Запрос / звонок в ФСС» - 3%
«Запрос в ФСС»; «Связываемся с соцстрахом».
«Другое» - 4%
«Встречаемся с представителями лечебных учреждений и проводим расследования»; «У нас стоит аппарат для проверки подлинности больничных листов»; «Высылаем запрос на проверку этого же листка в Управление здравоохранения того административного округа, которому принадлежит эта поликлиника».
Источник: