Владимир Буев,
вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Расчеты, проведенные экспертами НИСИПП и основанные на официальных данных Росстата, говорят о том, что в минувшем году малый бизнес не избежал заметного сокращения персонала. Так, количество занятых в этом секторе экономики (включая микробизнес с числом работников до 15 человек) в 2009 году составило 98,9% к предыдущему году (10,254 млн человек).
В то же время удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых, напротив, увеличился на 0,72 процентных пункта, до 21,7%. Вывод напрашивается один: легальный сектор малого предпринимательства не занимал высвободившуюся рабочую силу с крупных производств, а напротив - сокращал собственную. А относительная доля занятых здесь подросла по отношению к экономике в целом только за счет того, что большой бизнес в кризис сокращал людей больше, чем это делали «малыши».
Данные первого квартала нынешнего года не учитывают микропредприятия (таковы особенности статистики) и дают картину только по малым предприятиям с числом работников от 15 до 100. И картинка выглядит мрачновато. По итогам января - марта 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 4,3% по сравнению с тем же периодом год назад. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых снизился на 0,14 процентных пункта и составил 11,8%. Причем ситуация в отдельных регионах выглядит просто тревожно: в Чеченской Республике (минус 34,1% за квартал), Волгоградской области (31,5%), Московской (23,1%), Нижегородской (18,1%), Республике Мордовия (15,6%).
Таков вид «сверху». Попробуем посмотреть, что происходит «снизу».
Опрос, проведенный недавно НИСИППом, показал, что среди наиболее существенных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий на текущей стадии жизненного цикла, нехватка ответственных и квалифицированных кадров стоит только на пятом месте после макроэкономической нестабильности, нехватки финансовых средств, проблем с более сильными конкурентами и насыщенности спроса. Кадровая проблема ушла на задний план. Очевидно, что заметное сокращение доли малых предприятий, остро заинтересованных в подборе персонала, связано с высвобождением значительного числа работников в экономике в целом и обострением конкуренции на рынке труда.
Любопытно, как «малыши» представляют в основном стратегию выживания и направления повышения своей эффективности в нынешних условиях. На втором месте после мер, связанных с оптимизацией поставок, значится сокращение штата сотрудников (к этому уже прибегло более трети опрошенных НИСИПП компаний), зарплат (31,7%), предоставление неоплачиваемых отпусков (23,7%). Защитить людей в данном случае некому: согласно тому же опросу, влияние профсоюзов в малом бизнесе отсутствует вовсе или крайне незначительное. Примечательно, что мелкие компании, которые уже прибегали к оптимизации затрат на персонал, одновременно сокращали и собственные инвестиционные вложения, что свидетельствует о сжатии сектора как такового.
Куда же девалась избыточная рабочая сила? Невозможно количественно оценить, сколько предпринимателей, появившихся в последние два года, вынуждены работать сегодня официально не регистрируясь и не становясь на налоговый учет. Но очевидно, что избыточный трудовой ресурс устремился в теневую сферу и торгует на рынках, оказывает мелкие сиюминутные услуги или производит товар, стараясь не «засвечиваться» перед государством.
Источник