На прошлой неделе на портале Superjob.ru была размещена вакансия министра. Подобное в России произошло впервые. Сообщается, что министерство формируется и при помощи сервиса проходит общероссийский отбор кандидатов. Отправить свое резюме может каждый.
Эксперимент, конечно, смелый, но скоро на аналогичных порталах появится масса резюме типа «человек с опытом работы в Правительстве Российской Федерации…» А все потому, что президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе объявил о грядущем сокращении госаппарата в ближайшие три года примерно на 130 тыс. человек. Минфин посчитал, что такой ход поможет сократить расходы бюджета на 43 млрд руб.
Идея сокращения появилась еще в 2009 году, когда страна остро переживала последствия кризиса, но так идеей и осталась. Сейчас она начинает обретать конкретные очертания. Речь идет о сокращении 20 тысяч служащих на федеральном уровне, 60 — на региональном и 50 — на муниципальном. Правительство и администрация президента будут готовить прогноз оптимизации численности госслужащих на ближайшие три — пять лет. Чиновничий аппарат сильно раздут (например, на федеральном уровне работают 500 тысяч человек), и за последние четыре года численность государевых людей только увеличивалась. Кроме того, существует около 1,5 тысячи избыточных и 263 дублирующих функций, которые можно безболезненно упразднить. Часть функций передадут коммерческим структурам: к примеру, техосмотр автомобилей или инвентаризацию жилья.
«Каждый раз инициатором такого процесса является Минфин. Это форма экономии бюджета, так же как заявления о сокращении 200 тысяч учителей и прочее. Если это делать чисто фискально, то на какой-то короткий период времени это возможно, но по большому счету это ничего не решит, — комментирует Евгений ГОНТМАХЕР, член правления Института современного развития. — Надо внимательно анализировать те функции, которые существуют сейчас у государства. Надо понять, какие из них избыточны, какие надо ликвидировать. Реформа — это вещь осмысленная, а сейчас делается попытка в стиле советской эпохи. Потом через два-три года выборы пройдут — и численность чиновников снова увеличится».
Безусловно, решение президента вызовет некоторую панику среди госслужащих среднего звена (и ниже среднего — тоже), которые в основном и попадут под сокращения. Но сначала это коснется пенсионеров и людей предпенсионного возраста, а сокращенной части активного населения предстоит искать другую работу. «Первая возможность трудоустройства этих людей — выведение за штат госструктур. Часть функций будет передаваться сервисным организациям, в которых будут работать уже не госслужащие, но выполнять они будут те же функции, — объясняет Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ генеральный директор Института социальной политики. — Вторая возможность — это вернуться к работе по специальности. Ведь на государственной службе состоят главным образом люди, имеющие непрофильное образование. Есть инженеры, физики, учителя, экономисты, финансисты. И третий вариант — это бизнес. Я не думаю, что они будут создавать свой бизнес, но работать в бизнес-структурах могут вполне. Если это высокопоставленный чиновник, то ему дают роль такого свадебного вице-президента. Он становится лоббистом, обеспечивает связи в госструктурами. Чиновники рангом пониже займут более скромные позиции».
«Новая» обратилась в кадровые агентства с вопросом о том, легко ли трудоустроиться бывшему госслужащему. Ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Виталий ЛАВРЕНТЬЕВ ответил: «Специалисты, которые, работая в государственных учреждениях, действительно РАБОТАЛИ и повышали свою квалификацию, будут не менее других востребованы на рынке (так, например, позиция сотрудника отдела кадров в госучреждении и коммерческой организации различий не имеет). Проблема в другом — многие сотрудники госпредприятий работают формально — они, конечно, ходят на работу и выполняют все задания, но фактически получают заработную плату за факт присутствия на рабочем месте, а не за результат. Данной категории работников можно дать один совет — быстро навёрстывать упущенное на текущем месте работы или после сокращения идти на курсы/переобучение и т.п.»
Конечно, здесь важна специфика работы, которую выполнял человек на госслужбе. «В основном эти люди устраиваются на административные должности, например, исполнительных директоров, где не нужно сильно погружаться в специфику бизнеса. Еще их берут на должности, где нужно взаимодействовать с госорганами, здесь их связи очень кстати», — говорит Татьяна ТИХОНОВА директор по персоналу кадрового агентства Apriori.
Эксперты «Новой» и представители кадровых агентств сошлись во мнении, что сокращение 130 тысяч человек на рынке труда с 6 млн безработных ситуацию не сильно усугубит. Кроме того, сокращения произойдут не в один день, а постепенно. За первый и второй год планируется сократить 5%, а в третий год аппарат уменьшится на 10 процентов. Если вообще уменьшится, потому что через три года электоральный цикл уже кончится и бюджет можно будет развернуть лицом от избирателя к чиновнику.
Источник