Профессия конфликтолога обещает быть всё более востребованной рынком. Не надо бояться конфликтов. Ими надо управлять. Очевидно, что у большинства общественных конфликтов может быть и позитивная сторона – переход к новой системе межчеловеческих отношений, отлаженной на основе учёта компромисса между интересами и взглядами сторон.
Но позитивное разрешение конфликта требует по крайней мере трёх условий: интереса сторон к его преодолению, определённой «культуры конфликта» и наличия подготовленных к его разрешению специалистов. Прошедший в Санкт-Петербурге «круглый стол» на тему «Конфликтология. Методика разрешения социальных и трудовых конфликтов», организованный Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике и Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, стал поводом к откровенному разговору о конфликтологии как науке и как практической сфере деятельности. Место проведения мероприятия было выбрано неслучайно. С 1 сентября 2010 года в университете начал работу факультет конфликтологии, созданный по инициативе Комитета по труду и социальной политике. Его председатель – один из инициаторов создания факультета Андрей Исаев в своём выступлении подчеркнул: «Само решение о создании этого факультета принадлежало Председателю Правительства. Владимир Владимирович Путин, посетив университет, ознакомившись с его работой, активно поддержал идею создания на базе данного вуза факультета, который будет готовить специалистов по важному и филигранному направлению работы. Речь в первую очередь идёт о социально-трудовой сфере, а также о сферах, связанных с культурой, межэтническими конфликтами».
Далее Андрей Исаев рассказал о своём понимании эволюции социальных конфликтов и подходах к их разрешению. «Присутствуя при рождении нового факультета конфликтологии в нашей стране, мы одновременно присутствуем на похоронах политики XIX века, которая была построена на основе конфликта. Например, доктрина либерализма позиционировала себя как конфликт личности и общества, доктрина марксизма базировалась на глобальном конфликте между трудом и капиталом. Различные националистические доктрины основывались на теории борьбы наций между собой за социальное выживание. Сегодня, оценивая жизнь современного общества, мы можем признать, что жизнь невозможна без конфликтов», – отметил депутат.
В современной России, по его мнению, «конфликт может быть источником развития, принятия решений, которые будут продвигать общество вперёд», и в стране, кроме механизмов социального партнёрства, начнёт «вырабатываться культура отношения к конфликту, понимание того, что конфликт нуждается в сопровождении, в том числе специалиста». В этой ситуации «задача конфликтолога – не подменить собой какую-либо из сторон, а помочь им найти оптимальный выход из возникшей конфликтной ситуации, помочь понять, в чём стороны могут договориться между собой».
Суть сегодняшних отношений в следующем: «За рубежом из каждого произведённого доллара или евро, допустим, в Западной Европе и в Соединённых Штатах, 30 процентов получает предприниматель, а 70 процентов – получают трудящиеся, которые создали продукт. Что дальше происходит? Предприниматель что-то берёт себе из этих 30 процентов, но основную массу средств вкладывает в производство, в наукоёмкие технологии и так далее. Что там делают трудящиеся со своими процентами? Они их несут в магазин, на рынок, покупают продукты для своей семьи и создают спрос. Тем самым они стимулируют дальнейшее производство, развитие экономики. У нас в стране обратная ситуация. У нас работники получают 30 процентов, а предприниматель – 70. В отличие от западного предпринимателя, он свои 70 процентов гонит за рубеж, он скупает там предприятия, различные объекты недвижимости, не реинвестируя средства в отечественное производство. Это типичная модель. Что делают наши трудящиеся? Они, конечно, тоже несут свои деньги в магазин, но это не 70 процентов, как на Западе, а всего лишь 30. Поэтому экономика захлёбывается, ей не хватает средств».
Однако Александр Запесоцкий уверен, что «в стране происходит поворот. Правительство видит, что без включения трудящихся в социальный диалог мы опять придём к излишней социальной напряжённости. На мой взгляд, это видение заметно проявляется в деятельности Председателя Правительства Владимира Путина. Вот наш факультет конфликтологии и будет стремиться готовить специалистов, способных обеспечить именно сбалансированность интересов разных слоёв общества».
Заместитель председателя ФНПР Сергей Некрасов в своём выступлении заметил, что «создание факультета конфликтологии в Санкт-Петербургском университете профсоюзов очень своевременно», так как «от жизни «по понятиям», наконец, мы переходим к жизни по законам» и что «сегодня специалисты-конфликтологи будут востребованы обществом». Далее он подчеркнул, что при столкновении двух юридических служб – профсоюзной и работодателя – иногда не удаётся найти компромиссное, устраивающее всех решение. «Урегулировать эти взаимоотношения, на мой взгляд, могли бы специалисты факультета, которые помогали бы погасить спор, не доводя до судебного разбирательства».
Подытоживая более чем двухчасовой разговор, Андрей Исаев заметил: «Я очень рад, что присутствующие здесь наши совсем юные конфликтологи терпеливо выслушали нашу дискуссию. Это свидетельствует о том, что главное качество, необходимое конфликтологам, у них уже есть – это терпение. Я хочу пожелать им успехов и выразить от лица всех собравшихся надежду на то, что они станут высококлассными специалистами и сделают жизнь в нашей стране более цивилизованной и комфортной».
Источник