Законопроектом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предлагается внести изменение в часть третью статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающее увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы смены, установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть вторая статьи 92 Кодекса ) и выполнении комплекса защитных мероприятий, установленных федеральными отраслевыми соглашениями.
В соответствии с действующей нормой части третьей статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 Кодекса) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона, предложенная редакция части третьей статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации увязывает увеличение продолжительности рабочего времени (смены) работников только с частным случаем (значительная продолжительность следования к месту работы и обратно).
В тоже время, действующая норма части третьей статьи 94 носит общий характер и распространяется на работников всех видов экономики.
Также, законопроектом предлагается ввести термин «комплекс защитных мероприятий», однако при этом не раскрывается суть данного термина.
Кроме того, увеличение продолжительности рабочего времени однозначно увязано с реализацией данного комплекса мероприятий при условии их включения в федеральное отраслевое соглашение.
В тоже время, работодатели отраслей экономики, не охваченные федеральным отраслевым соглашением (или не присоединившиеся к нему) фактически освобождаются от обязанности выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, что носит дискриминационный характер.
Исключение из части третьей статьи 94 Кодекса условия необходимости соблюдения гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при увеличении продолжительности ежедневной работы (смены) согласно коллективному договору не будет способствовать обеспечению права работников на труд, а также будет противоречить статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».