работа в Сыктывкаре и Коми, только актуальные вакансии 2.0
На нашем сайте: 381 актуальных вакансий, 0 свежих резюме, 0 объявлений о работе
Пора в ОтпускРК.ру
Магазин часов Timcode

Концепция кадровой политики Республики Коми

13 октября 2010

Концепция кадровой политики  Республики Коми

 

  1. Общие положения

 

Концепция кадровой политики Республики Коми (далее – Концепция)  разработана с целью повышения эффективности государственного управления развитием человеческих ресурсов республики, удовлетворения потребностей отраслей народного хозяйства в профессионально подготовленных кадрах нужного количества и качества.

Концепция составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам развития человеческих ресурсов  и иных направлений государственного регулирования их развития. Она является тем полем, в параметрах которого могут быть реализованы соответствующие государственные проекты не только в вышеуказанных, но и смежных отраслях. Концепция, как правовой документ регионального уровня, является ориентиром в оптимизации развития человеческих ресурсов  для конкретного субъекта, в частности, Республики Коми.

Концепция отражает основополагающие подходы государственных органов  и органов местного самоуправления Республики Коми (как субъектов кадровой политики) к развитию человеческих ресурсов  республики; включает определяющие принципы, приоритеты и основные механизмы по формированию, воспроизводству и развитию человеческих ресурсов, соответствующие стратегии экономического и социального развития Республики Коми.

 

Основные термины и понятия Концепции:

  • кадровая политика - деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала государственных органов  и органов местного самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;
  • кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности;
  • кадры - постоянный состав работников, состоящих в трудовых отношениях с органами государственного управления, предприятиями и организациями;
  • механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по осуществлению цели и задач кадровой политики;
  • объекты кадровой политики - процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов  и органов местного самоуправления, организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций;
  • субъекты государственной кадровой политики - государственные органы  и органы местного самоуправления, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе государственного управления;
  • трудовые ресурсы - население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике.

 

Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми

 

Ситуацию формирования и использования человеческих ресурсов в Республике Коми следует рассматривать применительно к системе государственного и муниципального управления, бюджетной сфере и отдельно – к реальному сектору экономики.

На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние экономические, демографические и образовательные факторы. Это обусловлено уменьшением в данный период численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательным сальдо миграции населения.

Следствием депопуляции населения становится не только уменьшение численности трудовых ресурсов региона, но и увеличение их среднего возраста, что создает дополнительные риски для бизнеса и экономики в целом. В 2009 году доля экономически активного населения Республики Коми составила 56,7% от общей численности, в реальном секторе экономики было занято 49%.

В структуре вакансий сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих. Заметно обострилась проблема закрепления молодых специалистов в проблемных отраслях экономики (агропромышленный и лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство).

Наблюдается тенденция сокращения численности работников в производственной сфере и увеличения ее в непроизводственной сфере.

В кадровом обеспечении учреждений бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура) все большую остроту приобретает проблема старения кадров.

Вызывает тревогу увеличение доли молодежи среди безработных по причине несоответствия специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях, потребностям рынка труда.

Стратегия развития отраслей "новой экономики" требует создания комплексной системы как подготовки кадров, так и механизмов закрепления специалистов в приоритетных отраслях экономики Республики Коми.

Анализ кадрового состава государственных органов  и органов местного самоуправления показывает, что по-прежнему актуальными являются вопросы:

- системы подбора кадров для гражданской и муниципальной службы;

- систематической комплексной оценки результатов профессиональной (служебной) деятельности служащих, уровня их знаний, навыков и умений;

- повышения эффективности гражданской и муниципальной службы, профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих;

- повышения качества дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих, применения инновационных форм и методов обучения. 

В целом региональный рынок труда продолжает оставаться несбалансированным, несмотря на сложившуюся в государственном управлении Республики Коми систему мер по регулированию кадровых процессов.

 

В числе наиболее актуальных проблем следует отметить следующие:

- медленную адаптацию кадров к социально-экономическим, политическим изменениям в обществе;

- слабое участие организаций реального сектора экономики в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным учреждениям профессионального образования на подготовку кадров;

- дефицит высококвалифицированного управленческого, экономического и технического персонала в реальном секторе экономики и инновационной сфере;

- слабое закрепление молодых специалистов в проблемных отраслях экономики и социальной сфере, особенно в сельской местности;

- несовпадение профессиональных планов молодежи и реальных потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах; непрестижность рабочих профессий в обществе;

- отсутствие в финансовых планах большинства организаций частной формы собственности затрат на подготовку и переподготовку кадров;

- отсутствие программ рационального использования и развития кадрового потенциала на уровне отраслевых министерств и в муниципальных образованиях.

В связи с этим необходимо принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на решение данных проблем с целью формирования и развития кадрового потенциала, способного эффективно и профессионально решать стратегические задачи социально-экономического развития республики.

 

2. Принципы кадровой политики

 

Реализация кадровой политики Республики Коми основывается на следующих принципах:

  • системность, обеспечивающая органическое единство целей, принципов, форм, методов и технологий работы с кадрами;
  • легитимность и открытость;  
  • комплексность - учёт всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние рынка трудовых ресурсов,  дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных сфер, городов и районов;  
  • перспективность, обеспечивающая опережающий и упреждающий характер кадровой политики;  
  • духовность, гуманизм, направленность на защиту конституционных прав и свобод человека, достижение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов; уважение личности человека, развитие его инициативы, способностей и профессиональных навыков;  
  • профессионализм и компетентность - наличие знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного осуществления деятельности в динамично изменяющейся экономической ситуации; 
  • принцип защиты общества  от непрофессионализма в тех видах труда, которые носят профессиональный характер, небезопасны для общества и для здоровья человека как потребителя результатов профессиональной деятельности. Для этого государство устанавливает, например, лицензирование видов профессиональной деятельности в сложных и опасных отраслях производства, разрабатывает механизмы и правила, а также систему контроля за этими видами деятельности, систему полномочий и ответственности государственных органов и должностных лиц в этом направлении; 
  • систематическое обновление кадров и преемственность руководства; 
  • принцип контроля и подотчетности кадров;
  • научность, реалистичность, максимальная ориентация на потребности общества в кадрах в переходный период и реальные возможности их удовлетворения в стратегическом плане;
  • всеобщность, многоуровневый характер;
  • демократичность по целям и формам работы, гибкость и новаторство по механизмам решения кадровых проблем;
  • социальное равенство, запрещающее любые формы ограничения прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой или религиозной принадлежности;
  • правовая и экономическая обоснованность, осуществляемая в рамках и на основе закона, создающая правовые и экономические гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.

 

3. Цель и задачи кадровой политики

 

Цель кадровой политики – создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала Республики Коми, способного обеспечить успешное функционирование экономики, государственной и муниципальной службы, и условий для его эффективной реализации в республике.

 

Задачи кадровой политики:

  • совершенствование системы прогнозирования трудовых ресурсов и демографических процессов на основе текущего и перспективного анализа регионального рынка труда, учет результатов этих прогнозов при выработке приоритетных направлений кадровой политики и формировании кадровых программ;  
  • реализация и совершенствование механизмов формирования прогнозной потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах, механизмов согласования величин подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования государственными органами  и органами местного самоуправления Республики Коми; 
  • развитие образовательного комплекса как важнейшего элемента экономики Республики Коми, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда; 
  • содействие постоянному поддержанию в актуальном состоянии квалификации кадров путем систематического получения дополнительного профессионального образования; 
  • обеспечение подготовки как отраслевых кадровых программ органов исполнительной власти Республики Коми, так и программ органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов;  
  • развитие механизмов взаимодействия государственных органов  и органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики и создания благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения;
  • разработка программ создания и сохранения экономически целесообразных рабочих мест в отраслях экономики и других сферах деятельности, обеспечивающих равные возможности для всех граждан (в том числе - для молодых специалистов) получения рабочего места в соответствии с уровнем квалификации;  
  • разработка механизма закрепления молодых специалистов в соответствии с потребностями в них отраслей экономики (обучение по специальности, распределение, трудоустройство и использование), подготовка в этих целях соответствующей методики; 
  • содействие совершенствованию системы кадровой работы в организациях и иных хозяйствующих субъектах в Республике Коми, направленной на наиболее полное удовлетворение их потребности в квалифицированных кадрах; повышение эффективности кадровых технологий, применяемых в организациях в Республике Коми, в системе государственной и муниципальной службы Республики Коми с учетом российского и зарубежного опыта;
  • совершенствование системы оценки деятельности кадров организаций сфер экономики и государственных органов  и органов местного самоуправления;
  • обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, развитие системы отраслевых тарифных соглашений, расширение социальных функций коллективных договоров;  
  • формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных;
  • расширение сети негосударственных структур содействия занятости различных социальных групп населения, в том числе молодежи и инвалидов;
  • обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
  • формирование кадрового резерва;
  • обновление и ротация кадрового состава.

4. Приоритетные направления кадровой политики:

  • создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Коми;
  • формирование эффективной и оптимальной штатной структуры персонала государственных органов  и органов местного самоуправления, адекватной задачам и функциям государства и муниципальных образований;
  • повышение эффективности экономики, социальной сферы и  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления за счет развития компетенций кадров;
  • совершенствование системы профессионального развития кадров;
  • создание эффективных механизмов востребованности кадров во всех видах экономической деятельности Республики Коми,  в органах власти.

5. Механизмы обеспечения кадровой политики:

  • совершенствование и развитие нормативно-правовой базы Республики Коми в области кадровой политики;
  • разработка и реализация целевых республиканских, ведомственных и муниципальных программ по кадровому обеспечению экономического развития республики, отраслей, территорий;
  • создание системы учета, планирования и развития трудовых ресурсов на основе проведения сравнительного анализа кадровых потребностей экономики Республики Коми и предложения сферы профессионального образования, прогнозирования потребности в профессиональной подготовке кадров на всех уровнях: федеральном, республиканском, муниципальном, отраслевом и непосредственно в организациях;
  • формирование государственного (республиканского) заказа  (задания) Республики коми на профессиональную подготовку кадров;
  • совершенствование технологий прогнозирования текущей и перспективной потребности организаций и иных хозяйствующих субъектов в Республике Коми в кадрах;
  • реализация механизма согласования объемов и направлений подготовки кадров между работодателями, государственными органами  и органами местного самоуправления Республики Коми и образовательными учреждениями профессионального образования;
  • совершенствование образовательного механизма, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения кадровых ресурсов и гарантированного трудоустройства выпускников;
  • формирование инструментов обеспечения соответствия спроса и предложения как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг;
  • развитие системы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения взрослого населения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • реализация и совершенствование мер, направленных на повышение профессионализма руководителей и специалистов кадровых служб организаций, содействие развитию внутрифирменного обучения персонала, в том числе за счет изучения, обобщения и распространения передового зарубежного и отечественного опыта работы с персоналом среди организаций в Республике Коми;
  • содействие созданию и функционированию консолидированных формирований в области кадрового менеджмента;
  • организация деятельности Межведомственной комиссии по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми;
  • организация деятельности Коми региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
  • организация деятельности Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Коми;
  • информационное обеспечение кадровой политики, подготовка и размещение в СМИ (в т.ч. в электронных), тематических информационных материалов по вопросам обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, развития кадрового менеджмента.

 

6. Ожидаемые результаты

 

Реализация основных положений Концепции позволит:

  • обеспечить координацию деятельности в этой области государственных органов  и органов местного самоуправления и иных организаций Республики Коми;
  • сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере сохранения, воспроизводства и развития кадрового потенциала экономики республики;
  • обеспечить соответствие предложения системы профессионального образования потребности рынков труда городов и районов Республики Коми в соответствии с перспективами социально-экономического развития;
  • создать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров в связи с ожидаемыми или происходящими переменами в технологиях, производстве, экономике;
  • увеличить число организаций в Республике Коми, реализующих эффективную кадровую политику в интересах организаций и работников, улучшение качественных характеристик кадрового состава работников организаций;
  • повысить профессиональный и общий культурный уровень кадров, создать действенные стимулы к добросовестному труду, проявлению инициативы, творчества, являющимися серьезными предпосылками к осуществлению инноваций, эффективному использованию сложных технологий,  машин, оборудования, выпуску наукоемкой продукции;
  • сформировать управленческий кадровый потенциал в различных сферах деятельности, соответствующий современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики, в том числе за счет формирования управленческого резерва Республики Коми.

Комментарии (0)

Последние статьи

Контрпредложение: признание или ловушка?

19.03.2012
Смена работодателей – это всегда хорошая возможность сделать еще один шаг вверх по карьерной лестнице. Однако иногда компания может предоставить этот шанс и на старом месте – когда в ответ на заявление об уходе сделает контрпредложение.

Как вести себя на повторном интервью?

07.03.2012
Поздравляем! Вам удалось удивить потенциальных работодателей на предыдущем интервью и вам позвонили, чтобы назначить повторное. Важно понять, чем второе интервью будет отличаться от первого?

Прости, прощай

07.03.2012
Сначала все идет отлично — стабильная компания, хорошая зарплата, руководитель возлагает на вас большие надежды. Но в какой-то момент приходит понимание того, что строить карьеру (да и в принципе работать) в этой организации не хочется. Как красиво уйти от работодателя, чтобы остаться в хороших отношениях и не получить «палки в колеса»?

Последние новости

16.05.2014

Прямая линия по теме: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»

30.04.2014

Служба занятости Республики Коми подготовит кадры для ЖКХ

28.04.2014

Работа в республике есть!

18.04.2014

Ярмарка вакансий профессий и должностей технических и инженерных специальностей

31.03.2014

С помощью читающей машины инвалид по зрению смог работать секретарем

28.03.2014

Служба занятости Республики Коми и Сыктывкарский государственный университет заключили новое соглашение о сотрудничестве

28.03.2014

В Республике Коми региональная ярмарка вакансий объединила 710 работодателей и 7,5 тысяч посетителей

27.03.2014

В Коми прошла ярмарка вакансий для медиков

11.03.2014

Коми нуждается в водителях, сварщиках, поварах и медсестрах

04.02.2014

Настольная книга Большого руководителя

Бесплатная консультация юриста ПораНаРаботу.ру
Республиканский конкурс Лучшая организация работы с персоналом 2011 года
Республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом» 2011 года
Статистика рынка труда по данным сайта poranarabotu.ru
Если вы впервые попали на «Пора на работу!», то вам непременно стоит узнать, как для нас важна работа в Сыктывкаре. Для тех посетителей, которые уже всё посмотрели могут показаться интересными и другие сайты

Для любых вопросов, электропочта: , тел.: 8 (8212) 72-33-85 =|= Архив новостей 1 | Архив новостей 2 | Архив новостей 3 | Архив новостей 4 | Архив новостей 5 | Архив новостей 6 | Архив новостей 7 | Архив новостей 8 | Архив новостей 9 | Архив новостей 10 | Резюме | Объявления | Консультации | Статьи | Новости | О проекте

Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»