Концепция кадровой политики Республики Коми
- Общие положения
Концепция кадровой политики Республики Коми (далее – Концепция) разработана с целью повышения эффективности государственного управления развитием человеческих ресурсов республики, удовлетворения потребностей отраслей народного хозяйства в профессионально подготовленных кадрах нужного количества и качества.
Концепция составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам развития человеческих ресурсов и иных направлений государственного регулирования их развития. Она является тем полем, в параметрах которого могут быть реализованы соответствующие государственные проекты не только в вышеуказанных, но и смежных отраслях. Концепция, как правовой документ регионального уровня, является ориентиром в оптимизации развития человеческих ресурсов для конкретного субъекта, в частности, Республики Коми.
Концепция отражает основополагающие подходы государственных органов и органов местного самоуправления Республики Коми (как субъектов кадровой политики) к развитию человеческих ресурсов республики; включает определяющие принципы, приоритеты и основные механизмы по формированию, воспроизводству и развитию человеческих ресурсов, соответствующие стратегии экономического и социального развития Республики Коми.
Основные термины и понятия Концепции:
- кадровая политика - деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;
- кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности;
- кадры - постоянный состав работников, состоящих в трудовых отношениях с органами государственного управления, предприятиями и организациями;
- механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по осуществлению цели и задач кадровой политики;
- объекты кадровой политики - процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций;
- субъекты государственной кадровой политики - государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе государственного управления;
- трудовые ресурсы - население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике.
Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми
Ситуацию формирования и использования человеческих ресурсов в Республике Коми следует рассматривать применительно к системе государственного и муниципального управления, бюджетной сфере и отдельно – к реальному сектору экономики.
На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние экономические, демографические и образовательные факторы. Это обусловлено уменьшением в данный период численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательным сальдо миграции населения.
Следствием депопуляции населения становится не только уменьшение численности трудовых ресурсов региона, но и увеличение их среднего возраста, что создает дополнительные риски для бизнеса и экономики в целом. В 2009 году доля экономически активного населения Республики Коми составила 56,7% от общей численности, в реальном секторе экономики было занято 49%.
В структуре вакансий сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих. Заметно обострилась проблема закрепления молодых специалистов в проблемных отраслях экономики (агропромышленный и лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство).
Наблюдается тенденция сокращения численности работников в производственной сфере и увеличения ее в непроизводственной сфере.
В кадровом обеспечении учреждений бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура) все большую остроту приобретает проблема старения кадров.
Вызывает тревогу увеличение доли молодежи среди безработных по причине несоответствия специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях, потребностям рынка труда.
Стратегия развития отраслей "новой экономики" требует создания комплексной системы как подготовки кадров, так и механизмов закрепления специалистов в приоритетных отраслях экономики Республики Коми.
Анализ кадрового состава государственных органов и органов местного самоуправления показывает, что по-прежнему актуальными являются вопросы:
- системы подбора кадров для гражданской и муниципальной службы;
- систематической комплексной оценки результатов профессиональной (служебной) деятельности служащих, уровня их знаний, навыков и умений;
- повышения эффективности гражданской и муниципальной службы, профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих;
- повышения качества дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих, применения инновационных форм и методов обучения.
В целом региональный рынок труда продолжает оставаться несбалансированным, несмотря на сложившуюся в государственном управлении Республики Коми систему мер по регулированию кадровых процессов.
В числе наиболее актуальных проблем следует отметить следующие:
- медленную адаптацию кадров к социально-экономическим, политическим изменениям в обществе;
- слабое участие организаций реального сектора экономики в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным учреждениям профессионального образования на подготовку кадров;
- дефицит высококвалифицированного управленческого, экономического и технического персонала в реальном секторе экономики и инновационной сфере;
- слабое закрепление молодых специалистов в проблемных отраслях экономики и социальной сфере, особенно в сельской местности;
- несовпадение профессиональных планов молодежи и реальных потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах; непрестижность рабочих профессий в обществе;
- отсутствие в финансовых планах большинства организаций частной формы собственности затрат на подготовку и переподготовку кадров;
- отсутствие программ рационального использования и развития кадрового потенциала на уровне отраслевых министерств и в муниципальных образованиях.
В связи с этим необходимо принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на решение данных проблем с целью формирования и развития кадрового потенциала, способного эффективно и профессионально решать стратегические задачи социально-экономического развития республики.
2. Принципы кадровой политики
Реализация кадровой политики Республики Коми основывается на следующих принципах:
- системность, обеспечивающая органическое единство целей, принципов, форм, методов и технологий работы с кадрами;
- легитимность и открытость;
- комплексность - учёт всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние рынка трудовых ресурсов, дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных сфер, городов и районов;
- перспективность, обеспечивающая опережающий и упреждающий характер кадровой политики;
- духовность, гуманизм, направленность на защиту конституционных прав и свобод человека, достижение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов; уважение личности человека, развитие его инициативы, способностей и профессиональных навыков;
- профессионализм и компетентность - наличие знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного осуществления деятельности в динамично изменяющейся экономической ситуации;
- принцип защиты общества от непрофессионализма в тех видах труда, которые носят профессиональный характер, небезопасны для общества и для здоровья человека как потребителя результатов профессиональной деятельности. Для этого государство устанавливает, например, лицензирование видов профессиональной деятельности в сложных и опасных отраслях производства, разрабатывает механизмы и правила, а также систему контроля за этими видами деятельности, систему полномочий и ответственности государственных органов и должностных лиц в этом направлении;
- систематическое обновление кадров и преемственность руководства;
- принцип контроля и подотчетности кадров;
- научность, реалистичность, максимальная ориентация на потребности общества в кадрах в переходный период и реальные возможности их удовлетворения в стратегическом плане;
- всеобщность, многоуровневый характер;
- демократичность по целям и формам работы, гибкость и новаторство по механизмам решения кадровых проблем;
- социальное равенство, запрещающее любые формы ограничения прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой или религиозной принадлежности;
- правовая и экономическая обоснованность, осуществляемая в рамках и на основе закона, создающая правовые и экономические гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.
3. Цель и задачи кадровой политики
Цель кадровой политики – создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала Республики Коми, способного обеспечить успешное функционирование экономики, государственной и муниципальной службы, и условий для его эффективной реализации в республике.
Задачи кадровой политики:
- совершенствование системы прогнозирования трудовых ресурсов и демографических процессов на основе текущего и перспективного анализа регионального рынка труда, учет результатов этих прогнозов при выработке приоритетных направлений кадровой политики и формировании кадровых программ;
- реализация и совершенствование механизмов формирования прогнозной потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах, механизмов согласования величин подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования государственными органами и органами местного самоуправления Республики Коми;
- развитие образовательного комплекса как важнейшего элемента экономики Республики Коми, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
- содействие постоянному поддержанию в актуальном состоянии квалификации кадров путем систематического получения дополнительного профессионального образования;
- обеспечение подготовки как отраслевых кадровых программ органов исполнительной власти Республики Коми, так и программ органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов;
- развитие механизмов взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики и создания благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения;
- разработка программ создания и сохранения экономически целесообразных рабочих мест в отраслях экономики и других сферах деятельности, обеспечивающих равные возможности для всех граждан (в том числе - для молодых специалистов) получения рабочего места в соответствии с уровнем квалификации;
- разработка механизма закрепления молодых специалистов в соответствии с потребностями в них отраслей экономики (обучение по специальности, распределение, трудоустройство и использование), подготовка в этих целях соответствующей методики;
- содействие совершенствованию системы кадровой работы в организациях и иных хозяйствующих субъектах в Республике Коми, направленной на наиболее полное удовлетворение их потребности в квалифицированных кадрах; повышение эффективности кадровых технологий, применяемых в организациях в Республике Коми, в системе государственной и муниципальной службы Республики Коми с учетом российского и зарубежного опыта;
- совершенствование системы оценки деятельности кадров организаций сфер экономики и государственных органов и органов местного самоуправления;
- обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, развитие системы отраслевых тарифных соглашений, расширение социальных функций коллективных договоров;
- формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных;
- расширение сети негосударственных структур содействия занятости различных социальных групп населения, в том числе молодежи и инвалидов;
- обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
- формирование кадрового резерва;
- обновление и ротация кадрового состава.
4. Приоритетные направления кадровой политики:
- создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Коми;
- формирование эффективной и оптимальной штатной структуры персонала государственных органов и органов местного самоуправления, адекватной задачам и функциям государства и муниципальных образований;
- повышение эффективности экономики, социальной сферы и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет развития компетенций кадров;
- совершенствование системы профессионального развития кадров;
- создание эффективных механизмов востребованности кадров во всех видах экономической деятельности Республики Коми, в органах власти.
5. Механизмы обеспечения кадровой политики:
- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы Республики Коми в области кадровой политики;
- разработка и реализация целевых республиканских, ведомственных и муниципальных программ по кадровому обеспечению экономического развития республики, отраслей, территорий;
- создание системы учета, планирования и развития трудовых ресурсов на основе проведения сравнительного анализа кадровых потребностей экономики Республики Коми и предложения сферы профессионального образования, прогнозирования потребности в профессиональной подготовке кадров на всех уровнях: федеральном, республиканском, муниципальном, отраслевом и непосредственно в организациях;
- формирование государственного (республиканского) заказа (задания) Республики коми на профессиональную подготовку кадров;
- совершенствование технологий прогнозирования текущей и перспективной потребности организаций и иных хозяйствующих субъектов в Республике Коми в кадрах;
- реализация механизма согласования объемов и направлений подготовки кадров между работодателями, государственными органами и органами местного самоуправления Республики Коми и образовательными учреждениями профессионального образования;
- совершенствование образовательного механизма, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения кадровых ресурсов и гарантированного трудоустройства выпускников;
- формирование инструментов обеспечения соответствия спроса и предложения как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг;
- развитие системы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения взрослого населения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
- реализация и совершенствование мер, направленных на повышение профессионализма руководителей и специалистов кадровых служб организаций, содействие развитию внутрифирменного обучения персонала, в том числе за счет изучения, обобщения и распространения передового зарубежного и отечественного опыта работы с персоналом среди организаций в Республике Коми;
- содействие созданию и функционированию консолидированных формирований в области кадрового менеджмента;
- организация деятельности Межведомственной комиссии по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми;
- организация деятельности Коми региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
- организация деятельности Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Коми;
- информационное обеспечение кадровой политики, подготовка и размещение в СМИ (в т.ч. в электронных), тематических информационных материалов по вопросам обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, развития кадрового менеджмента.
6. Ожидаемые результаты
Реализация основных положений Концепции позволит:
- обеспечить координацию деятельности в этой области государственных органов и органов местного самоуправления и иных организаций Республики Коми;
- сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере сохранения, воспроизводства и развития кадрового потенциала экономики республики;
- обеспечить соответствие предложения системы профессионального образования потребности рынков труда городов и районов Республики Коми в соответствии с перспективами социально-экономического развития;
- создать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров в связи с ожидаемыми или происходящими переменами в технологиях, производстве, экономике;
- увеличить число организаций в Республике Коми, реализующих эффективную кадровую политику в интересах организаций и работников, улучшение качественных характеристик кадрового состава работников организаций;
- повысить профессиональный и общий культурный уровень кадров, создать действенные стимулы к добросовестному труду, проявлению инициативы, творчества, являющимися серьезными предпосылками к осуществлению инноваций, эффективному использованию сложных технологий, машин, оборудования, выпуску наукоемкой продукции;
- сформировать управленческий кадровый потенциал в различных сферах деятельности, соответствующий современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики, в том числе за счет формирования управленческого резерва Республики Коми.