Два года назад в Пикалеве встали три завода. Рабочие, несколько месяцев не получавшие зарплату, в отчаянии перекрыли федеральную трассу. Тогда разрешить ситуацию смог только Владимир Путин. Заступничество премьера оказало эффект анестезии, но вылечить предприятия не удалось, сообщает газета "Ведомости".
Некоторое время назад таким же вопросам задалась газета "Труд". Она решила выяснить, насколько эффективно власти российских моногородов использовали федеральную помощь, и удалось ли им улучшить ситуацию на рынке труда. Как выяснилось, несмотря на отсутствие тревожных новостей из разных концов России, подобным тем, что шли во времена раскручивания конфликта в Пикалево, негативные тенденции могут проявится в любой момент.
Газета констатирует: в нашей стране бедственное положение жителей населенных пунктов с единственным градообразующим предприятием острее, чем в остальном мире. Сказывается наследие советской экономики. Ведь если завод в городе останавливается, то и трудоустраиваться, по сути, в городе некуда. А нет зарплат на заводе, простаивает сфера услуг.
На трудовом настрое рабочих забота Путина сказалась не самым благоприятным образом. Почувствовав себя увереннее, они стали чаще брать больничные и не стеснялись иной раз появляться на работе в нетрезвом состоянии, рассказала Татьяна Пригожина, директор по персоналу компании «Базэлцемент». «Между собой рабочие вели разговоры, смысл которых сводился к одной мысли: у нас все хорошо, мы защищены на 100%», — говорит Пригожина.
Чтобы трудовая дисциплина была на должном уровне, руководство компании предложило профсоюзу завода ввести новую систему премирования. По словам Пригожиной, сейчас премии рабочих привязаны к конкретным результатам. «Мы проанализировали объемы производства за три последних года и разработали по каждому продукту ежемесячные планы, — поясняет она. — Выполнил план на 100-104,9% — получил премию полностью. Перевыполнил план на 5% — премия увеличивается на 10%. Если план выполнен на 95-99,9% — премия сокращается на 10%, а на 90-94,9% — становится меньше на 20%. Если же план меньше 90%, премию не получаешь вовсе». Пригожина говорит, что рабочие на введенные меры отреагировали спокойно и даже по некоторым направлениям показатели производства получаются выше нормы. «Людям стало понятно, что им нужно сделать, чтобы повысить свой уровень жизни, — поясняет она. — Раньше деньги начислялись приказом гендиректора и система премирования была условной».
«Все три завода очень старые, с низким уровнем модернизации, плюс они используют некачественное сырье — нефелин», — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. По ее мнению, риски банкротства у этих предприятий высоки (по словам Андреевой, сейчас на всех трех заводах работает около 3700 человек): «Здесь нужно либо полностью модернизировать производство и переходить на другое сырье, что очень дорого, либо уже сейчас стимулировать людей к поиску новой работы». Распоряжение Путина — мера временная, считает Зубаревич: «Я это называю словом «анестезия».
«Для кризисного времени решение правительства было правильным, но кризис проходит, и нужно задумываться о долгосрочном планировании», — соглашается председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Источник: