Представители крупнейших мировых компаний, работающих в РФ, в целом недовольны знаниями выпускников наших вузов, утверждает последнее серьезное исследование. Надо сказать, что такие же оценки высказывают и многие российские компании: молодые люди, получив дипломы, не обладают необходимыми для работы навыками и знаниями. Необходима серьезная модернизация высшего образования, чтобы работодателям не приходилось самим доучивать выпускников.
Специалисты «Эрнст энд Янг» провели исследование, в ходе которого были опрошены представители 27 компаний – мировых лидеров в различных секторах экономики, работающих в России. Надо признать, что уровень представительства был весьма высоким – общий мировой оборот этих компаний в 2009 году составил около 1,3 трлн. долларов, а численность персонала – около 2,7 млн. человек. Участникам исследования были заданы вопросы о том, как они сотрудничают с российскими вузами в последнее время и как оценивают слабые и сильные стороны современной российской системы высшего образования.
Результаты показали, что лишь 14 компаний из 27 удовлетворены уровнем знаний выпускников наших вузов и считают, что молодые специалисты отвечают их требованиям, предъявляемым к персоналу. При этом сегодня лишь три из 27 компаний работают с российскими бизнес-инкубаторами, и только семь организаций взаимодействуют с нашими вузами в области передачи технологий, лицензирования и коммерциализации. Эти показатели более чем в два раза ниже, чем в США и странах Евросоюза.
Иными словами, итоги исследования свидетельствуют, что западные фирмы, с одной стороны, в целом недовольны подготовкой наших кадров, с другой – в большинстве своем не очень-то и заинтересованы в том, чтобы эта ситуация менялась. Надо признать, что сама «Эрнст энд Янг» в этом плане отличается от большинства тех, кого она опрашивала. Компания активно привлекает к работе, например, перспективных старшекурсников из ведущих столичных вузов. Правда, те, кто успел на нее потрудиться, нередко жалуются, что закрепиться в компании удается немногим. Молодых российских «новобранцев» в «Эрнст энд Янг» активно эксплуатируют два-три года, вынуждая работать едва ли не сутками, а затем не продлевают договор, заменяя очередными «новобранцами». Таким образом, вся черновая работа взваливается на малооплачиваемую молодежь, мечтающую о карьере и готовую мириться с тяготами и лишениями службы. Да и трудовой договор составлен в «Эрнст энд Янг» таким образом, чтобы максимально лишить новичков права голоса. А с неугодными – расставаться с легкостью.
Как бы то ни было, по мнению участников исследования, российским университетам необходимо внедрять передовые международные методы, опираясь на поддержку государства и проявляя больше инициативы в отношениях с деловым сообществом. А наша система высшего образования нуждается в серьезной модернизации. Это, как считают авторы исследования, может помочь России стать наиболее привлекательной страной для привлечения современных технологий и развития производства.
Вообще-то давно известно, что на Западе наше образование считают слабым. В этом году ни один российский вуз не вошел в рейтинг Times Higher Education, а в альтернативном мировом рейтинге лучших вузов QS World University Rankings даже наш прославленный МГУ занял 93-е место. Впрочем, и российские работодатели недовольны уровнем знаний выпускников. По мнению экспертов, сегодня наши вузы просто оторваны от рынка труда.
«У нас есть рейтинг высшего образования с точки зрения работодателей, он показывает, что российские вузы не отвечают сегодня на спрос и потребности работодателей, – рассказал «НИ» управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков. – Порой легче самим доучить студентов с последних курсов, поскольку вузы не знают, что именно нужно рынку. Конечно, такие «монстры», как Университет им. Баумана и МГУ «дают уровень», но если говорить в целом, ситуация, конечно, не очень хорошая. Пробелов много, и не только в высшей школе, но во всей системе профессиональной подготовки. К примеру, сейчас очень сложно найти мастеров в сфере металлургии и инженерии, раньше таких специалистов выпускали техникумы и хорошие ПТУ, сейчас этого просто нет».
Директор крупной рекрутинговой компании Артур Шамилов считает, что знания, которые дают нашим студентам, устарели лет на 10–15. Кроме того, в университетах слишком большое внимание уделяют теоретической подготовке в ущерб практике. «За границей наиболее успешной формой обучения признаны деловые игры, которые занимают 30–40% учебного времени и являются очень важным элементом обучения, – рассказал «НИ» эксперт. – Студенты разбирают какие-то ситуации, моделируют их в реальном времени, пытаются из этого получить максимальный опыт. В России этого нет, у нас действует старая советская система лекций и семинаров».
В этой ситуации отечественные компании пытаются сами заниматься образованием выпускников, к примеру, создают корпоративные университеты. «Это внутренняя обучающая организация, которая доучивает людей, – пояснил Артур Шамилов. – В данном случае речь идет как о каких-то конкретных знаниях, так и о развитии навыков, которые могут пригодится в работе, например, навыков коммуникации. Некоторые работодатели заключают с вузами соглашения о партнерстве и оказывают спонсорскую помощь, поэтому имеют возможность обучать студентов своим технологиям. Студенты на выходе получают работу в той или иной компании».
Некоторые вузы и сами пытаются что-то изменить. «Там, где есть финансирование и прогрессивные ректоры, идут изменения в лучшую сторону, – утверждает г-н Шамилов. – Но, к сожалению, таких вузов совсем немного. Проще говоря, отъезжаешь на 100 км от Москвы, и обо всем этом можно только мечтать. Зачастую вуз ведь тоже связан по рукам и ногам различными административными барьерами, поэтому нужна государственная воля, чтобы все эти проблемы решать».
Источник